09-10-19 / 2019
Новости отрасли
ВСМ Москва – Санкт-Петербург: высокоскоростной проезд на близкую перспективу

Очередную дискуссию вокруг будущей высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург в этот раз вызвало сообщение начальника центра организации скоростного и высокоскоростного сообщения ОАО "РЖД" Дмитрия Катцына. По его словам, новую ВСМ намерены запустить в 2026 году. Ранее он заявил, что средневзвешенный тариф для высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург составит 3416 руб. в ценах 2018 года. "РЖД-Партнер" решил напомнить, что в России проектом создания ВСМ между двумя столицами занимаются с 1990-х. Но до сих пор на территории страны таких участков нет ни одного километра. На каком этапе сейчас строительство ВСМ?

В апреле этого года президент РФ Владимир Путин согласился возродить проект высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Только после этого решения эксперты стали более уверенно говорить о появлении магистрали. Правда, вопрос с финансированием все равно остается острым.

Идея построить высокоскоростную магистраль начала реализовываться еще в 90-х годах. Тогда была проведена масштабная подготовительная работа. В частности, просчитано время в пути, которое устраивает пассажира, – 2,5 ч. Под это время были сделаны все необходимые расчеты: подвижной состав, вокзалы, трассировка. Инженерами был изготовлен и испытан поезд под названием "Сокол", имеющий те же характеристики, что и немецкий "Сапсан". Стоимость билета по расчетам должна была составить $30.

Но в итоге была лишь реконструирована железнодорожная линия Москва-Санкт-Петербург, и по ней запущены высокоскоростные поезда "Сапсан".

На каких отечественных разработках может основываться ВСМ?

Говоря о конкретных достижениях результатах, которых удалось достичь отечественным ученым, руководитель Научно-образовательного центра инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I Анатолий Зайцев рассказывает: российским инженерам удалось решить задачу - объединить в один блок источник постоянного магнитного поля (постоянный магнит) и источник управляемого по мощности и направленности магнитного поля (электромагнит), создать управляющую систему, которая в автоматическом режиме поддерживает заданный левитационный зазор при изменении нагрузки на несущую платформу.

Исследования на математической модели и измерения на физической модели подтвердили ожидания низкой потребности в затратах электроэнергии на поддержание заданного левитационного зазора. Это открывает широкие возможности применения эффекта левитации в транспортных средствах различного назначения (городской и пригородный пассажирский, грузовой высокоскоростной магистральный).

Вторым крупным достижением он называет создание математической модели и на ее основе физического объекта – компактного, мощного источника управляемого магнитного потока на основе российских сверхпроводящий материалов, работающих в среде жидкого азота.

"Это открывает широкие возможности для создания сверхскоростных пассажирских и скоростных контейнерных межстрановых и межконтинентальных магистралей. Эти две

разработки имеют лучшие в сравнении с мировыми подобиями показатели по единичной мощности потока, удельной стоимости, весогабаритным показателям и энергоэффективности. Справедливо признаны международными экспертами "Российских Магнитолевитационных Технологий".

"Крупные машиностроительные структуры проявляют интерес к созданию магнитолевитационного транспорта. Нами подписано соглашение с компанией "Трансмашхолдинг". С Международной крупной финансовой корпорацией, главный офис которой находится в Гонконге, подписано соглашение о готовности финансировать магнитолевитационную сверскоростную пассажирскую линию Москва - С-Петербург, если правительством РФ будет принято разрешение о ее создании силами и средствами российских научных и производственных структур. Мы не видим проблем технического, организационного и финансового характера. Проблема одна - желание или нежелание федеральных властей", подытоживает А.Зайцев.

Во сколько обойдется подготовка и строительство?

В конце лета стало известно, что компания ОАО "РЖД" намерена потратить на проектную документацию и выполнение инженерно-изыскательных работ по строительству ВСМ 30,6 млрд руб. В эту стоимость также входят затраты на подготовку документации по планировке и межеванию территории.

Общая же стоимость ВСМ Москва – Санкт-Петербург по оценке вице-премьера Максима Акимова может составить 1,5 трлн рублей.

Кроме РФ кто уже реализует технологию маглева?

В 2027 году планируется открытие регулярного движения между городами Токио и Нагоей. Протяженность магнитолевитационной трассы Токио – Осака составит 440 км.

Проект состоит из двух этапов: к 2027 запланирован запуск участка трассы Токио – Нагойя длиной 287 км. Участок Нагойя – Осака, протяженностью около 153 км, будет сдан в эксплуатацию к 2045 году.

Совокупная стоимость объекта оценивается в $80,6 млрд. Линия будет работать по японской системе JR-Maglev. Ключевым инвестором проекта выступила железнодорожная компания JR Central. После завершения строительства путь из Токио до Осаки займет около часа.

Стоит отметить, что Япония является не единственной страной в мире, где от слов перешли к непосредственным действиям. В США частная компания Northeast Maglev занимается разработкой суперскоростного поезда. Глава компании Уэйн Роджерс недавно сообщил, что это будет самый быстрый и самый безопасный способ наземного передвижения. Он будет сделан по образу и подобию японского аналога этого маглева.

"Сейчас идут исследования влияния этого поезда на окружающую среду. Надеемся, что к следующему году они будут завершены, и дальше мы сможем начать фазу создания конструкции этого поезда, которая завершится в ближайшие несколько лет", добавил он.

Стоимость железнодорожных билетов на проезд на магнитоплане из Вашингтона до Нью-Йорка будет дешевле, чем авиа, сообщил Уэйн Роджерс. "Мы моделируем наш поезд на примере поезда, который ходит на центральной японской железной дороге. У них подобные магнитопланы ходят по дорогам с 1964 года. И за 50 лет не было ни одной аварии. А средняя задержка поезда составляет 20 секунд. Это то, что мы пытаемся воплотить в жизнь в США. Поезда "Амтрак" ("Amtrak" - Национальная железнодорожная пассажирская корпорация – Прим.авт.) опаздывают на час, а иногда и больше. Более того, по одним и тем же ходят и грузовые, и пассажирские поезда. Есть очень много проблем и с устаревшей инфраструктурой. Мы пытаемся это все исправить", отметил он.

Разрабатываемый магнитоплан намерены пустить через северо-восток – один из самых перегруженных регионов США. На него приходится около 85% всех пассажирских перевозок в стране. "Если в "Амтрак" скорость достигает 86 миль в час, мы предлагаем поезда, скорость в которых может достигать 200 или даже 300 миль в час", комментирует Уэйн Роджерс.

Какими должны быть конкурсные процедуры?

Эксперты "РЖД-Партнер" отмечают: с учетом известной информации о том, что проектная документация и выполнение инженерно-изыскательных работ по строительству ВСМ обойдется в далеко не маленькую сумму, открытый конкурс просто необходим.

Тем более учитывая, что все технологии есть не только на бумаге, но и давно ждут своего практического применения.

 

ИсточникДатаНаименование материала
ИА РЖД-Партнер.Ру09.10.2019