13-02-19 / 2019
Новости отрасли
ВСМ Москва-Петербург позволила бы вернуть грузы на базовую линию - Орешкин

Железнодорожная высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва - Санкт-Петербург позволила бы вернуть грузы на эксплуатируемую сейчас линию, отмечает глава министерства экономического развития РФ Максим Орешкин.

"Скоростное движение на железной дороге Москва-Петербург почти полностью вытеснило грузопотоки с основного пути, грузы медленно идут в объезд. ВСМ позволит вернуть грузы на базовую ветку и серьезно ускорит движение из центра России до портов на Балтике", - сказал он в интервью "Ведомостям", опубликованном в среду.

Кроме того, по его словам, эффект от создания ВСМ в направлении северной столицы будет распространяться и на авиационную отрасль. "Когда время в пути на поезде от Москвы до Петербурга сокращается менее чем до трех часов, железная дорога начинает выигрывать у авиасообщения. Значит, снизится нагрузка на два перегруженных авиаузла, в Москве и Петербурге, и появятся возможности для развития других авиамаршрутов", - отметил чиновник.

"Все эти социально-экономические эффекты нужно оценить. Но единая методика пока не утверждена, поэтому мы концентрируемся сейчас на этой задаче", - заявил он, подчеркнув, что готового проекта ВСМ Москва - Санкт-Петербург пока нет и это "не вопрос ближайших лет". По словам М.Орешкина, обсуждение проекта в правительстве еще продолжается. "Прежде чем принимать решение о строительстве, нужно понять, как и на что дорога повлияет", - сказал министр.

Вопрос о строительстве "петербургской" высокоскоростной магистрали обсуждался ранее, но от него отказались в пользу проекта ВСМ Москва-Казань. Ее предполагается проложить по территории семи регионов, на которых проживает более 25 млн человек. В 2015 г. в Москве был подписан меморандум о формах сотрудничества, модели финансирования проекта как приоритетного участка евразийского транспортного коридора Москва-Пекин.

Проектирование магистрали уже выполнено российско-китайским консорциумом в составе ОАО "Мосгипротранс", ОАО "Нижегородметропроект" и CREEC за 22,9 млрд руб. (с учетом НДС). Строительные работы предполагается начать в 2019 г. - с участка Железнодорожный (Подмосковье) - Гороховец (Владимирская обл.) - он позволит запустить движение между Москвой и Нижним Новгородом. Общая потребность в финансировании оценивается в 621,5 млрд руб. в ценах соответствующих лет (без учета НДС), из которых 200 млрд руб. ожидаются из федерального бюджета, говорилось в проекте финансового плана РЖД.

"Казанскую" ВСМ "Российские железные дороги" рассматривают как часть более глобального проекта - по созданию высокоскоростного грузопассажирского коридора "Евразия" между Европой и Китаем. Протяженность трассы должна составить 9,4 тыс. км, средняя скорость движения - 250 км/ч. Часть магистрали, проходящая по ЕАЭС, в предварительном ТЭО оценивалась в 7,84 трлн руб., по РФ - в 3,58 трлн руб., писал "Коммерсантъ".

Между тем, в последнее время проект "казанской" ВСМ подвергается критике. Возить грузы в сообщении с КНР можно и по действующей железной дороге или морским путем, строить для этого высокоскоростную магистраль не обязательно, заявлял, например, в декабре первый вице-премьер РФ - министр финансов Антон Силуанов. Скептически он относится к нынешнему варианту и с точки зрения пассажирских перевозок. "Проект дорогостоящий. Вопрос - будет ли здесь экономика?" - отмечал чиновник, добавляя, что, по его мнению, "было бы, может, и правильно" создать ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом.

Глава Минтранса РФ Евгений Дитрих заявлял, что по ВСМ "было поручение президента" РФ Владимира Путина. "По (нему - ИФ) мы должны дополнительно рассмотреть эффективность дороги Москва-Казань и доложить об этом", - сообщал он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс13.02.2019