14-11-16 / 2016
Новости отрасли
ВСМ Москва – Казань: объединяя территории и ускоряя жизнь

В Москве состоялся второй Конгресс строителей железных дорог. Организатором этого масштабного мероприятия выступил Союз строителей железных дорог при поддержке ОАО "РЖД" и при участии Российского союза промышленников и предпринимателей, ведущих экспертов Института проблем естественных монополий.

На конгрессе выступили руководители ОАО "РЖД" и ведущие эксперты в сфере железнодорожного транспорта

Неподдельный интерес профессионального сообщества к первому конгрессу, который прошел ровно год назад, самым непосредственным образом сказался на повестке дня второго конгресса: к обсуждению организаторы предложили более широкий спектр проблем, которые нуждаются в срочном решении. Кроме того, для выработки единых решений и подходов, особенно в части нормативной документации, был расширен и состав приглашенных экспертов.

В числе участников конгресса – представители Министерства транспорта РФ, Федерального агентства железнодорожного транспорта, ОАО "Российские железные дороги", Общественного совета Минтранса, ассоциации "Национальное объединение строителей", отраслевых профсоюзов, транспортных вузов, саморегулируемых организаций, строительных и проектных компаний.

Конгресс был открыт приветственным словом министра транспорта РФ Максима Соколова, пожелавшего участникам успешной и плодотворной работы.

Программа конгресса была составлена таким образом, чтобы каждый участник дискуссии мог высказать свое мнение. Достаточно оживленно прошла первая часть мероприятия – пленарное заседание на тему "Железнодорожное строительство: актуальные вопросы и тенденции развития".

Как отметили многие выступавшие, в современных непростых экономических условиях для железнодорожного транспорта ключевым остается вопрос повышения эффективности инвестиционных вложений в реализацию крупных инфраструктурных проектов. К таковым, по мнению первого вице-президента ОАО "РЖД", генерального директора ОАО "Скоростные магистрали" Александра Мишарина, относятся в первую очередь реализация программы по модернизации Восточного полигона, развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Запада и Азово-Черноморского бассейна, строительство новой железнодорожной линии на участке Журавка – Миллерово и, конечно же, проектирование ВСМ Москва – Казань. В числе недавних уже реализованных проектов Александр Мишарин отметил запуск постоянного движения на Московском центральном кольце с интервалом движения 6 минут. По его словам, уже в первые месяцы эксплуатации МЦК полученные результаты превзошли все ожидания. За короткий срок МЦК стало одним из востребованных и удобных видов транспорта, успешно интегрированных в транспортную систему столицы.

Как отметил Александр Мишарин, проект ВСМ Москва – Казань станет для нашей страны системообразующим и послужит мощным стимулом для развития региональных агломераций и создания новых рабочих мест, привлечения инвестиций для развития вокзальных комплексов, промышленности и стройиндустрии в целом. Недаром он привлек внимание ведущих европейских и мировых лидеров в сфере строительства высокоскоростных магистралей.

– Каждый десятый пассажир сегодня в России перевозится по ВСМ, – отметил первый вице-президент Александр Мишарин. – Пассажиры высоко оценили скорость и комфорт высокоскоростных поездов "Сапсан", "Ласточка", "Стриж".

Вице-президент ОАО "РЖД", генеральный директор АО "РЖДстрой" Олег Тони добавил, что в будущем интервал движения будет снижен до 4 минут, что сделает МЦК еще более комфортным и привлекательным для пассажиров.

– Это наше ноу-хау, – уточнил Олег Тони, – чем мы очень гордимся. Мы планировали ежесуточно перевозить по кольцу 250 тыс. пассажиров, но, по последним уточненным данным, эта цифра возросла до 285 тыс. человек.

С момента запуска пассажирского движения по МЦК перевезено более 11 млн пассажиров.

Заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) Игорь Мицук напомнил, что сегодня в России подготовкой специалистов для железнодорожной отрасли профессионально занимаются 9 отраслевых университетов. Естественно, что интенсивное развитие ВСМ в стране потребует и качественно иных подходов при подготовке будущих специалистов. Это и принятие новых учебных программ, и создание самой современной опытно-производственной базы с лабораториями, оборудованными новейшими диагностическими программными комплексами.

Президент МИИТа Вадим Морозов сообщил, что финансирование отраслевых вузов сегодня значительно отстает от вузов системы Минобразования. И тем не менее руководство этого крупнейшего учебного заведения транспортной отрасли страны находит возможности и средства для подготовки специалистов уже ХХI века, которые будут работать в условиях высоких скоростей.

Ключевым событием конгресса стала панельная дискуссия на тему "Россия с ВСМ vs без ВСМ": экономика, инвестиции, мобильность", которая была организована при непосредственном участии специалистов ИПЕМ. Модератором дискуссии выступил генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян. Надо сказать,что заявленная тема стала самой обсуждаемой в стране со дня, когда впервые прозвучала идея создания ВСМ Москва – Казань. В дискуссии приняли участие многие известные эксперты в области железнодорожного транспорта.

Заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов обратил внимание сообщества, что с вводом ВСМ в зоне пролегания магистрали меняется не только ритм, но и качество и уровень жизни. Возрастает деловая активность людей, что, безусловно, будет способствовать социально-экономическому развитию территорий.

Алексей Цыденов особо подчеркнул, что, согласно программе импортозамещения, производство всех поездов для будущей ВСМ в обязательном порядке будет локализовано в России. Это первое и самое главное требование для будущих инвесторов. Член-корреспондент РАН Руслан Гринберг затронул тему использования тех потенциалов, которыми сегодня обладает Россия. Он выделил три основных: сырьевой, интеллектуальный и пространственный. Последний, по его словам, со строительством ВСМ Москва – Казань, а также других высокоскоростных магистралей послужит мощным толчком для интенсивного развития и освоения внутрироссийских территорий. Кроме того, ВСМ будет способствовать быстрому развитию рынка труда, когда доехать на работу в другой город станет для многих людей привычным явлением.

По мнению председателя Общественного совета Министерства транспорта РФ Михаила Блинкина, линия ВСМ послужит для интенсивного развития сегмента перевозок высокомаржинальных грузов, и в первую очередь контейнерных перевозок. Россия станет связующим мостом между странами АТР и Европой для скорейшей доставки грузов удобным и надежным видом транспорта.

Президент ССЖД Геннадий Талашкин, обращаясь к коллегам, сказал, что сегодня, уже после начала проектно-изыскательских работ, все еще не стихают споры, жаркие дискуссии об экономических параметрах проекта, сроках окупаемости да и вообще его целесообразности: строить – не строить. По мнению президента ССЖД, главной экономической составляющей проекта является стимулирование экономики России. Именно так реализуется промышленная политика государства.

– Мы видим, что промышленное производство в России стагнирует или даже снижается. Реализация проекта ВСМ стимулирует развитие промпроизводства и затрагивает практически все отрасли народного хозяйства. Нет лучшего способа вмешательства государства в экономику. И здесь тоже нет выбора "строить – не строить". Безусловно строить! И, что самое главное, наши строительные компании готовы к трансферту новейших технологий в сфере железнодорожной инфраструктуры, – резюмировал Геннадий Талашкин.

Конгресс принял несколько основополагающих решений, которые, по мнению делегатов, должны снять многие барьеры при строительстве ВСМ Москва – Казань и ускорить прохождение процедуры согласования и упорядочения нормативно-правовой базы.

Например, решено обратиться в Госдуму РФ с просьбой ускорить прохождение законопроектов, инициированных ОАО "РЖД". Кроме того, сообщество намерено поддержать инициативы ОАО "РЖД" по противодействию тенденциям минимизации обязательных и квалификационных требований, предъявляемых к участникам конкурсных процедур. Были также выработаны и другие конструктивные решения актуальных проблем, поступившие от участников в адрес организаторов,которые будут отражены в резолюции конгресса.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок14.11.2016