03-10-18 / 2018
Новости отрасли
ВСМ как интегрированная сеть

Реализация проектов ВСМ обеспечит мощный импульс экономике страны, и Россия нуждается не только в создании одной ветки, но и в строительстве полноценной сети высокоскоростных маршрутов.

Масштабные изменения в экономике России, которые вызовет организация высокоскоростного движения, стали темой круглого стола "PRO Новые скорости", прошедшего на форуме "PRO//Движение.1520".

Первый заместитель генерального директора ОАО "РЖД" Александр Мишарин, выступая перед участниками форума, напомнил, что реализация проекта высокоскоростной магистрали Москва – Казань может дать в ВВП страны триллионы рублей. Первый этап ВСМ включен в комплексный план модернизации и развития магистральной инфраструктуры

Сейчас для продолжения работы над проектом Правительство РФ должно создать недостающую нормативно-правовую базу для частной концессионной инициативы и принять законы об изъятии земель и снижении налога на имущество, сообщил Александр Мишарин. Первый участок – до города Гороховец (длиной около 300 км) – может быть введен в эксплуатацию в 2024 году. "Если правильно организуем, то, может быть, и раньше", – уточнил он. Первый этап ВСМ предусматривает строительство 301 км новой выделенной линии, позволяющей реализовывать скорость до 400 км/ч, при этом время в пути между Москвой и Нижним Новгородом со всеми остановками составит 2 часа 31 минуту.

Стоимость сооружения этого участка без учета инфраструктуры внутри Москвы и депо составляет 621 млрд руб. Еще 100 млрд руб. потребуется на приобретение подвижного состава и инфраструктуры для его обслуживания. Контракт на закупку планируется заключить в первой половине 2019 года.

Вклад государства в проект ВСМ на этом отрезке оценивается в 200 млрд руб. Вице-президент Центра экономики инфраструктуры Павел Чистяков высказал мнение, что это "небольшая сумма" относительно бюджетов других транспортных проектов.

Вместе с тем эффект от реализации проекта будет мультипликативным. На это обратили внимание многие участники дискуссии. В частности, генеральный директор АО "Трансмашхолдинг" Кирилл Липа призвал рассматривать этот и другие инфраструктурные проекты именно с позиции развития национальной экономики, повышения ее конкурентоспособности.

Начальник Центра инновационного развития ОАО "РЖД" Александр Зажигалкин отметил, что нужно обращать внимание на косвенные экономические и социальные эффекты. "Я бы сравнил ВСМ с чемпионатом мира по футболу, – сказал он. – Долго, тяжело организовывалось. Но провели чемпионат мира – и получилась сказка. И мероприятие придало дополнительный импульс стране в самых разных областях".

С точки зрения организации железнодорожных перевозок при протяженности ВСМ свыше 2 тыс. км на их базе можно будет развивать контейнерные перевозки. На нынешних линиях можно будет ускорить традиционное пассажирское и грузовое движение. В перспективе пассажир сможет добираться до любого населенного пункта внутри России за световой день, а груз будет доставлен не более чем за пять дней, считает Павел Чистяков.

Улучшение в работе одного вида перевозок даст эффект в другом, уверены в ОАО "РЖД". "Мы строим интегрированную сеть", – подчеркнул Александр Мишарин. Также он отметил, что у холдинга нет неудачных проектов в области скоростного движения.

Производители подвижного состава и инфраструктуры уже готовятся к масштабным изменениям, прогнозируемым в связи с внедрение высокоскоростного движения. Директор департамента "Мобильность" компании "Сименс" в России Йорг Либшер напомнил, что в сентябре 2018 года на выставке InnoTrans в Берлине ОАО "РЖД", Группа "Синара", Siemens AG и Siemens Mobility GmbH подписали соглашение о расширении парка высокоскоростных поездов холдинга "РЖД".

В свою очередь, Дитрих Меллер, вице-президент концерна Siemens AG, сообщил о планах выпустить через 3–5 лет новый скоростной поезд на базе модели Velaro Novo. В соответствии с требованиями ОАО "РЖД" он будет отличаться экономичностью и большей пассажировместимостью. При этом Siemens планирует локализовать производство в России. Сейчас уже изготовлен тестовый вагон. Дитрих Меллер отметил, что ОАО "РЖД" требует от поставщиков использования инновационных решений, новых технологий.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок03.10.2018