19-05-14 / 2014
Новости отрасли
Все пойдет по плану?

Правительство утвердило план мероприятий по улучшению транспортной ситуации в морских портах. Его главная цель - интеграция информационных систем госорганов и усиление координации между ними. Но улучшит ли это взаимодействие между контролирующими инстанциями и поможет ли ускорить обработку вагонов в морских портах и на таможне?

Распоряжением от 30 апреля 2014 г. № 739-р упрощаются процедуры оформления товаров и транспортных средств в морских портах и создаются условия для улучшения инвестиционного климата. Планом предусматриваются синхронизация распорядка работы пунктов пропуска и хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в морских портах, а также обеспечение технической готовности к межведомственному взаимодействию и обмену данными между государственными контрольными органами и участниками внешнеэкономической деятельности. "Если внешние факторы будут способствовать упрощению и ускорению работы грузовладельцев и операторов, то это положительно скажется не только на транспортной отрасли, но и на развитии промышленности в целом", - подчеркнули на Новолипецком металлургическом комбинате.

По мнению директора по развитию Baltlogistics Group Мирослава Русских, общая информационная система будет стимулировать железную дорогу и порты к более слаженной работе. В свою очередь, генеральный директор ООО "Терминал Новая Гавань" Максим Морозов считает, что это не только ускорит работу транспортников, но и упростит процесс оформления товаров в дальнесрочной перспективе.

Однако, по его словам, на местах пока мало кто готов к инновациям. "Все, что сейчас делается, правильно и направлено на улучшение ситуации в отрасли в целом. Однако проблемы могут возникнуть уже на этапе реализации проекта. Например, о введении электронного документооборота говорят больше 10 лет, но и сегодня есть ряд компаний, не готовых работать согласно современным требованиям", - пояснил эксперт. По его мнению, сначала нужно доработать то, что уже продекларировано, а потом браться за новые инициативы.

В то же время начальник управления внешней кооперации ООО "ОМЗ-Спецсталь" Андрей Костельов считает: такое развитие событий возможно только при том условии, что дополнительно будет введена плата за простой вагонов на таможне. "Необходимо разработать норматив, в случае превышения которого ОАО "РЖД" должно выставлять счета ФТС за задержку подвижного состава. Заказчик услуг не должен оплачивать несогласованность в работе двух структур", - подчеркивает эксперт. По его мнению, данные меры в перспективе смогут значительно сократить время прохождения таможенных процедур и снизить необоснованные затраты, возникающие у потребителей услуг РЖД.

Решение проблемы руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий Александр Поликарпов видит в синхронизации действий железнодорожного транспорта, портовиков, флота и таможенных органов. "К примеру, сегодня железнодорожный транспорт работает круглосуточно, а государственные контрольные органы - 8-16 часов в сутки", - пояснил он.

Такой же точки зрения придерживается и первый заместитель генерального директора ООО "Международный таможенный брокер" Александр Зюзин. "Реализация плана позволит решить проблемы взаимодействия между ведомствами, организации единого документооборота, а значит, и проблемы ежегодных транспортных коллапсов в морских портах", - считает эксперт. Тем не менее, по словам А. Зюзина, без четких технологий реализации плана этот документ может остаться важным, но, к сожалению, никому не нужным. "Между планом и его реализацией - огромная пропасть. Мостиком над ней являются: четкая организация, нацеленная на результат (определение конкретных мероприятий, определение ответственных за их организацию и сроков их реализации), последовательный контроль за качеством выполнения мероприятий (своевременность достижения результата, принятие действенных мер в случае отклонения от плана, позволяющих достичь требуемого результата), а также мотивация участников процесса на результат. Если мостик будет надежным, то люди, а именно они реализуют выполнение плана, будут нацелены на результат и воплощение плана получит должный эффект", - заключил А. Зюзин.

Несмотря на возможные трудности при реализации плана мероприятий, о которых говорят участники рынка, в его эффективности все-таки никто не сомневается.

К тому же в Министерстве транспорта уверяют, что реализация распоряжения правительства № 739-р даст кумулятивный эффект от предусмотренных в нем мер. "В итоге, согласно плану, срок нахождения товара в порту (за исключением хранения) с восьми суток в 2014 году сократится до двух к 2017-му", - пояснили ИА "РЖД-Партнер.ру" в министерстве. Также в ведомстве добавили, что введение данных мер будет проводиться с 2014 по 2018 год.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру19.05.2014