11-02-14 / 2014
Новости отрасли
Все не просто

С этого года ОАО «РЖД» работает в условиях заморозки тарифов, которая обошлась компании более чем в 65 млрд руб. При этом за счет железнодорожников преференции получили другие отрасли. Так, нефтяники сэкономят почти 17 млрд руб., угольщики – 8 млрд руб., металлурги – более 5 млрд руб. Между тем, например, угольщики в прошлом году, несмотря на некоторое снижение экспортных цен, только от положительной курсовой валютной разницы получили 10,1 млрд руб. дополнительного дохода. Так что жаловаться на тяжелое экономическое положение шахтерам вряд ли стоит.

Когда правительство вводило заморозку тарифов, оно, с одной стороны, надеялось, что естественные монополии все-таки не уменьшат свои инвестиционные программы. Даже обещало помочь, чтобы поставщики материалов и топлива для РЖД не повышали отпускные цены. С другой – были ожидания, что принятые меры обернутся ростом в промышленности и выиграют все.

По отношению к РЖД надежды сбылись: инвестпрограмма сохранена, несмотря на то что контрагенты не горят желанием замораживать или снижать свои цены. А вот роста объемов производства (и соответственно, погрузки) по результатам января – февраля пока не видно. Что, впрочем, неудивительно: если цены не снижаются, то как это может стимулировать спрос? При этом для железнодорожников особенно плохо то, что в феврале стали набирать силу негативные тенденции, при которых из-за ухудшения структуры перевозок падает их доходность. А общий баланс внутренних и внешнеторговых перевозок говорит о том, что с внутренним рынком ничего позитивного пока не произошло. Многие эксперты еще на стадии обсуждения грядущей неиндексации железнодорожных тарифов предсказывали, что рассчитывать на положительный эффект от этой меры очень и очень рискованно. Ведь если грузовладелец предполагает, что это лишь временная практика, то как он может ее учитывать в своих хотя бы среднесрочных планах? Тут, скорее, можно говорить о некоей неопределенности у промышленника на фоне принятой ранее регуляторами линии долгосрочного тарифного регулирования на железнодорожном транспорте. А если опыт перманентного сокращения доходов ОАО «РЖД» от перевозок будет продолжен, то грузовладельцу опять же сложно предвидеть, как это отразится на способности железнодорожников к приему дополнительных объемов грузов. Непростая ситуация.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок11.02.2014Все не просто