24-01-13 / 2013
Новости отрасли
Всё более актуальными становятся вопросы определения ответственности каждого участника перевозочного процесса

Лидия Шкурина, заведующая кафедрой "Экономика, финансы и управление на транспорте" РОАТ МИИТ, д.э.н.

В условиях внедрения новой структуры управления и модели рынка грузовых перевозок всё более актуальными становятся вопросы определения ответственности каждого участника единого перевозочного процесса за его качественные характеристики.

При этом важно точно оценивать экономические потери, вести анализ и принимать меры по их устранению.

В ОАО "РЖД" уже существует нормативный документ, позволяющий определять потери в результате нарушения безопасности движения поездов, - "Методические рекомендации по расчету ущерба от транспортных происшествий и событий".

Данная методика дала возможность по единой технологии не только оценивать полученный компанией ущерб, но и отражать его в новой форме статистической отчетности.

Считаю, что внедрение этого документа явилось первым опытом системного управления экономическими потерями компании. Эта методика сейчас активно применяется, что позволяет своевременно возмещать понесенный ущерб через страховые компании, рекламационно-претензионную работу и обращения в суды.

Однако компания несет убытки не только от транспортных происшествий, но и от снижения качества эксплуатационной работы, ремонта подвижного состава и объектов инфраструктуры, а также по другим причинам.

Для учета всех указанных факторов ученые нашей кафедры разработали новую "Классификацию экономических потерь". Данный документ позволяет определять ущерб от ухудшения показателей качества ремонта подвижного состава и объектов инфраструктуры, а также от их неэффективной эксплуатации.

Кроме того, с его помощью можно будет также оценить убытки от различных видов отказов технических средств и нерационального использования производственных ресурсов.

Подобная комплексная оценка экономических потерь позволит обеспечивать более сбалансированное развитие компании и ее филиалов. Создание единой методологической базы для определения ущерба будет служить целенаправленным инструментом для повышения эффективности транспортного бизнеса через снижение количества случаев брака, отказов технических средств и повышения качества производственных процессов.

Вместе с тем для оценки влияния на текущие затраты результатов работы подразделений производственного блока необходимо вести постоянный мониторинг выполнения основных показателей перевозочной деятельности.

Полученная информация позволит распределять экономические потери по функциональным структурам и уровням управления. Благодаря этому повысится ответственность подразделений производственного блока за нарушение технологии и качества выполнения всего перевозочного процесса.

Также при дальнейшем совершенствовании методов экономического управления в отрасли целесообразно предусмотреть систему стимулирования работников при улучшении показателей, характеризующих безопасность и качество перевозок.

А при стабильно возникающих рисках нарушения гарантированного качества и безопасности производственных процессов необходимо будет принимать обоснованные инвестиционные решения, что позволит обеспечить более высокий уровень надежности перевозок.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок24.01.13Контроль ущерба