21-03-24 / 2024
Новости отрасли
ВС РФ встал на сторону РЖД в споре с грузоотправителем по выплате убытков за аренду вагонов из-за просрочки доставки

Верховный суд РФ встал на сторону ОАО "Российские железные дороги" в споре от 2022 г. с ООО "Промышленный Трейд Альянс" (ПТА), отказав в выплате убытков за аренду грузовых вагонов из-за просрочки доставки, сообщается в судебной картотеке.

В 2022 г. ПТА обратилось в арбитражный суд с иском к РЖД о взыскании 474,1 тыс. руб. неустойки и 902,7 тыс. руб. убытков. Решением Арбитражного суда Москвы от 2 декабря 2022 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2023 г. и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25 августа 2023 г., иск был удовлетворен в части взыскания 364,2 тыс. руб. пени, в удовлетворении остальной части иска было отказано.

Согласно материалам дела, в процессе оказания в январе-марте 2022 г. услуг по перевозке грузов, РЖД нарушило нормативный срок доставки ж/д вагонов, перевозимых на своих осях, что послужило основанием для обращения ПТА с претензией о взыскании неустойки (пени) за просрочку доставки порожних грузовых вагонов на основании Устава железнодорожного транспорта. Кроме того, ссылаясь на то, что за дни фактической задержки по вине перевозчика 132-х вагонов грузоотправитель, являясь их субарендатором, платил арендную плату, не имея в этот период возможности использовать эти вагоны в своей хозяйственной деятельности, ПТА предъявило требование о взыскании с РЖД убытков в сумме арендной платы за период просрочки по каждому вагону, превышающей сумму пени.

20 октября 2023 г. ПТА обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой об отмене судебных решений от 2 декабря 2022 г., 28 марта 2023 г. и 25 августа 2023 г., ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального права, повлиявшие на исход дела.

В кассации ПТА настаивало на том, что предусмотренная статьей Устава ж/д неустойка является зачетной, а превышающие сумму этой неустойки убытки грузоотправителя должны взыскиваться в пределах 50% платы за перевозку груза.

Кассация ПТА 18 января 2024 г. была передана ВС на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам., которая посчитала, что решения от 2 декабря 2022 г., 28 марта 2023 г. и 25 августа 2023 г. не подлежат изменению, а кассационная жалоба остается без удовлетворения.

В материалах суда отмечается, что ввиду применения законодателем различных приемов юридической техники в Гражданском кодексе РФ и в Уставе ж/д, судами допускается различное толкование их статей, в результате чего в одних случаях удовлетворяются иски грузоотправителей о взыскании с перевозчика за просрочку доставки грузов только исключительной неустойки, а в других - иски о взыскании убытков в непокрытой этой неустойкой части.

В целях обеспечения преемственности и стабильности законодательства об ответственности за нарушение обязательств по перевозке и единообразия его толкования и применения судами, рассматривающими споры по ж/д перевозке грузов, Судебная коллегия считает необходимым при установлении характера предусмотренных Уставом ж/д неустоек руководствоваться систематическим толкованием норм Устава ж/д, которым указаны конкретные случаи взыскания убытков наряду с неустойкой, тогда как отсутствие такого указания означает что соответствующая неустойка имеет исключительный характер.

Поскольку требования ПТК заявлены без учета указанного соотношения между предусмотренными Уставом ж/д неустойками и убытками грузоотправителей, суды нижестоящих инстанций правильно удовлетворили иск в части взыскания законной неустойки, снизив ее в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса в пределах своей компетенции, кассационная жалоба истца не подлежит удовлетворению с оставлением без изменения обжалуемых судебных актов, сообщается в материалах.

В РЖД "Интерфаксу" сообщили, что удовлетворены решением Верховного суда, которое поставило точку в давнем споре о правовой природе пени за просрочку доставки.

"Предпринимательские риски грузоотправителей несопоставимы с ответственностью публичного перевозчика, который обязан осуществлять массовую транспортировку грузов с соблюдением стандартных условий договора при значительной пространственной рассредоточенности основных средств железнодорожного транспорта, природных и техногенных рисках", - отмечают в компании.

"В соответствии с Уставом ОАО "РЖД" несет ответственность за превышение нормативных сроков доставки в размере 6% за каждые дополнительные сутки, но не более 50% от провозной платы. Некоторые грузоотправители используют свое право на взыскание неустойки, хотя фактически не несут убытков от просрочки доставки, а другие могут получать и дополнительную выгоду - за счет использования подвижного состава в качестве склада на колесах. Таким образом принятое решение уравнивает и права требования со стороны всех грузоотправителей. Суд признал, что неустойка, предусмотренная Уставом, несет исключительный характер, а убытки взысканию не подлежат", - поясняют в РЖД.

ПТА специализируется на поставках ж/д, автомобильным и морским транспортом продукции сельскохозяйственного назначения по России, в страны ближнего и дальнего зарубежья, а также в транспортировке всех видов наливных и фасованных грузов. Собственный парк насчитывает 1200 крытых вагонов и 300 универсальных платформ.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс21.03.2024