03-02-17 / 2017
Новости отрасли
Время строить Северный широтный ход

Эта полярная магистраль существенно облегчит транспортную доступность для отраслей производства и населения Ямала

 На своем заседании Совет по Арктике и Антарктике при Совете Федерации 26 января поддержал необходимость создания Северного широтного хода (СШХ).

Акцент на реализацию этого проекта сделан в госпрограмме социально-экономического развития Арктической зоны РФ на период до 2020 года. Он сформирует стратегически важный полигон, дополняющий Транссибирскую магистраль с потенциалом выхода к Арктике.

 Северный широтный ход обеспечит полуострову Ямал постоянную связь с Большой землей, соединив Северную и Свердловскую железные дороги. Полярная магистраль Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево протяженностью 707 километров откроет выход к Северному морскому пути и арктическим шельфам.

 На территорию Ямало-Ненецкого автономного округа приходится треть всех проектов Арктической зоны. И неудивительно. Здесь открыто 236 месторождений нефти и газа. Общий разведанный объем газа (44, 5 триллиона кубометров) составляет почти 90 процентов, нефти (почти 5 миллиардов тонн) - около 17 процентов от всех российских запасов, плюс без малого весь национальный запас газового конденсата.

    "Сегодня центры добычи смещаются в новые перспективные районы на север, - рассказывает заместитель губернатора ЯНАО Дмитрий Артюхов. - Все прогнозы положительные. По нефтянке ожидается удвоение, то же по газовому конденсату. Для содействия добыче требуется создать новую, в первую очередь железнодорожную инфраструктуру".

 Удорожание работы крупнейших месторождений Западной Сибири во второй половине прошлого века в результате опоздания строительства железных дорог, по оценкам экспертов, вылилось почти в 200 миллиардов долларов в современных ценах.

    "Соответственно, наша большая задача - опять не опоздать, чтобы вновь возводимые и осваиваемые месторождения не страдали от неэффективно выстроенной логистики, - подчеркнул он. - В эту проблему сейчас упираются все вопросы крупнейших российских и зарубежных инвесторов. Сокращение маршрутов доставки грузов и снижение транспортных издержек благоприятно скажутся в дальнейшем, в том числе и на развитии в округе переработки".

 В рамках проекта планируется построить мост через реки Обь и Надым с подходами в районе Салехарда, железнодорожную линию Салехард - Надым, модернизировать участки Надым - Пангоды и Пангоды -Новый Уренгой - Коротчаево. Для ЯНАО проект принесет еще и новые рабочие места, даст мультипликационный эффект в строительной сфере. На значимость Северного широтного хода обращается внимание также в стратегиях развития Ханты-Мансийского автономного округа и Хабаровского края.

 Северный широтный ход не конкурент Северному морскому пути. Не путать: первое - это "железка", а второе -вода. Кстати, для информации: каждый десятый рубль в налоговых поступлениях федерального бюджета - ямальский.

Поэтому синхронизация ввода здесь в эксплуатацию новых производств и создания инфраструктуры приобретает государственное звучание. Новый инвестиционный проект обеспечит взаимоувязку энергетической и транспортной инфраструктуры объектов добывающей и перерабатывающей промышленности в рамках единой арктической транспортной системы.

 Проект сложный, многолетний. Eго подготовка шла непросто, менялись потенциальные участники. На финишную черту вышли трое - РЖД, администрация ЯНАО и Газпром. В ближайшее время будет сформирована концессия с проектной компанией на сумму 100 миллиардов рублей при общей стоимости проекта 236 миллиардов. Концессионер построит мост через Обь с подходами, еще один через Надым, участок Салехард - Надым.

 Округ, кстати, намерен в рамках государственно-частного партнерства продолжить новую железнодорожную линию Бованенково - Сабетта, а она обеспечит выход железнодорожной инфраструктуры Северного широтного пути к Северному морскому пути (СМП).

 В этой связи председатель Совета по Арктике и Антарктике, член Совета Федерации Вячеслав Штыров уже ставит вопрос об увязке Северного широтного хода и Северного морского пути с распределением грузовой базы: "Очень важно все гармонично распределить. Специализация СШХ - грузоперевозки нефтегазовых компаний. Прогнозируемый объем 24 миллиона тонн - это нефть, газовый конденсат, широкая фракция легких углеводородов. На Северный морской путь остается часть нефти и сжиженный газ".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Парламентская газета03.02.2017