19-02-19 / 2019
Новости отрасли
Время и деньги

Ответственность за просрочку в доставке грузов на "пространстве 1520" распределят между перевозчиками.

В конце 2018 года на ряде железных дорог "пространства 1520" возросло количество претензий к перевозчикам за нарушение сроков доставки грузов в международном сообщении. Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества разработает новый документ, он позволит определить ответственность каждого из участников перевозочного процесса.

В октябре 2018 года совет принял решение о рассмотрении предложения о дополнении Регламента претензионного совещания по рассмотрению спорных дел о возмещении ущерба за несохранные перевозки грузов вопросом рассмотрения претензий за превышение сроков доставки в международном железнодорожном грузовом сообщении. Предполагалось, что регламент дополнят в части определения ответственности каждого из перевозчиков. На совещании совета, длившемся с 6 по 8 февраля, представители железнодорожных администраций "пространства 1520" отметили рост количества претензий за доставку грузов, перевозимых в международном сообщении, с нарушениями сроков доставки. Проблема особенно остро ощущалась на железных дорогах Украины и Узбекистана.

"За прошедшие годы у нас, как и у других железнодорожных администраций, было мало претензий от отправителей и получателей о нарушении сроков доставки. Ситуация изменилась в 2018 году – количество претензий за нарушение сроков выросло почти в 20 раз. Всего претензий зарегистрировано 5,7 тыс., из них в международном сообщении – около 2,6 тыс.", – рассказал первый заместитель директора департамента коммерческой работы "Укрзализныци" (УЗ) Иван Хорьяков.

Начальник управления логистики, грузовой и коммерческой работы "Узбекистон темир йуллари" (УТЙ) Бахтиер Милладжанов в свою очередь заметил, что у УТЙ в период с января и вплоть до декабря 2018 года количество претензионных обращений составило два, сумма взысканий – $661. А за два последних месяца – декабрь 2018 года и январь 2019 года – претензий зарегистрировано уже 116 на общую сумму около $35 тыс. Бахтиер Милладжанов в качестве одной из причин назвал задержки движения поездов на международном стыковом пункте Сарыагаш (на границе Узбекистана и Казахстана) и простой вагонов на территории Казахстана.

Иван Хорьяков добавил к этому объективное уменьшение скорости движения на некоторых международных маршрутах, а также рост ставок на предоставление вагонов – с ним каждый день опоздания стал стоить заметно дороже.

Подобная статистика заставила железнодорожные администрации "пространства 1520" задуматься о том, насколько точно на данный момент определена степень ответственности каждого из перевозчиков, которые участвовали в транспортировке груза. Отметим, что этот момент регулируется статьей 45 Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС), но он описан в документе намного менее точно, чем, например, в случае рассмотрения спорных дел о возмещении ущерба за несохранные перевозки грузов. Железнодорожные администрации рассматривают претензии по несохранным перевозкам грузов и контейнеров на претензионных совещаниях. Изначально участники совещания предложили внести изменения в регламент, который описывает процедуру подобных совещаний. Но в этом случае, как отметил Бахтиер Милладжанов, продолжительность претензионных совещаний значительно возрастет.

Главный юрисконсульт отдела правового обеспечения коммерческой деятельности юридической дирекции ГАО "Латвийская железная дорога" Любовь Бахарева подчеркнула, что и сам регламент предназначен именно для обозначенных претензий, а вопрос сроков доставки имеет совершенно иную специфику. Начальник управления совершенствования качества услуг Центра фирменного транспортного обслуживания – филиала ОАО "РЖД" Влада Корунова добавила, что дополнение существующего регламента нецелесообразно и стоит определить ответственность за нарушение сроков в отдельном документе или в виде приложения.

В связи с этим УЗ предложила создать проект документа, который четко определит и распределение ответственности между перевозчиками, и доли провозных платежей. В результате голосования участников совещания это предложение было поддержано единогласно.

Разработку проекта нового документа участники совещания попросили осуществить УЗ – до 1 мая 2019 года администрация предоставит результаты работы остальным уполномоченным членам совета.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152019.02.2019