19-05-15 / 2015
Новости отрасли
Время еще не пришло

Спад перевозок рыбы с Дальнего Востока в центральные регионы страны, о котором сообщили источники на ДВЖД, носит сезонный характер и, скорее всего, будет преодолен по итогам года. При этом отечественному рынку транспортировки рыбы стоит опасаться не передела его между различными видами транспорта, а ухода дальневосточных уловов в Китай и другие страны АТР, чему способствует курс отечественной валюты.

В середине мая пресс-служба ДВЖД распространила информацию о значительном снижении перевозок рыбы по железной дороге. По итогам 4 месяцев года они упали на 8,4% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го. Кроме этого, в дорожном ЦФТО отметили малую востребованность услуги ускоренных рефрижераторных поездов, которые позволяют осуществлять доставку рыбной продукции за 10-12 дней вместо 21-25 при повагонных отправках. Всего за 4 месяца 2015 года 33 ускоренными поездами было перевезено 68,6 тыс. т рыбы. Общий объем рыбной продукции составил 121,9 тыс. т. Основной причиной этого в ДВЖД считают реализацию собственниками рыбы в странах АТР вместо внутреннего рынка. Второй причиной реализации продукции за границей специалисты Дальневосточного ТЦФТО называют недостаточное количество складских мощностей для хранения рыбы. В апреле они использовались на 50%, отметили железнодорожники, а в период путины их будет не хватать, что вновь послужит причиной реализации рыбы в странах АТР. Способом решения этих проблем железнодорожники считают создание специализированной бизнес-структуры, действующей под эгидой местных администраций, которая занималась бы консолидацией сбыта морепродуктов в РФ с использованием комплексной транспортной услуги, и развитие логистических центров на Дальнем Востоке.

Подсчеты ДВЖД подтверждают и в ОАО "Рефсервис". По данным компании, в марте объем перевозок упал на 17% относительно марта 2014 года. В апреле падение ускорилось до 21% относительно объемов апреля предыдущего года. В общей сложности за 2 первых весенних месяца железная дорога не досчиталась более 20 тыс. тонн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, отмечают в операторской компании.

В то же время представители рыбодобыващих и торговых предприятий Приморья оценивают ситуацию более сдержанно. Так, по мнению Георгия Мартынова, президента Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья, 2014 год завершился для рыбаков с неплохими результатами. Рост курса доллара позволяет рыбной отрасли стабильно работать, но именно за счет экспорта ресурсов за границу.

"В 2014-м на Дальнем Востоке было выловлено 320 тыс. т рыбы, - рассказал Г. Мартынов. - На 2015 году ученые прогнозируют еще более хорошие уловы. По прогнозам, рыбаки смогут добыть до 430 тыс. т". Возможные причины падения перевозок по железной дороге он объясняет сезонными факторами. В начале года основной промысловой рыбой на Дальнем Востоке является минтай, который пользуется небольшим спросом в России при высокой его популярности в Азии. Российским потребителям главным образом направляется улов лососевой путины.

По мнению Г. Мартынова, для повышения привлекательности продажи рыбы в российские порты нужно обновлять подвижной состав, шире использовать рефконтейнеры и строить новый флот, ориентированный именно на этот вид тары. "Все наши рыбные порты и суда строились под технологию работы с рефсекциями, - отметил он. - Например, подъездные пути на ст. Мыс Чуркин также проектировались под размеры сцепа рефсекции. Необходимы новые суда под стандарты использования рефконтейнеров и новые станции, раз мы переходим на другие технологии".

Как считает заместитель председателя Росрыболовства Василий Соколов, спад перевозок рыбы по железной дороге может быть вызван изменением ценовой конъюнктуры на рынке. "В прошлом году ритейл закупил рыбу по высоким ценам, - рассказал он. - Но население после снижения курса доллара и, соответственно, рублевой цены не готово покупать по таким ценам". По мнению чиновника, торговцам ничего не остается, как продать рыбу себе в убыток по сниженным ценам. При этом В. Соколов также подчеркивает, что весенне-летний сезон традиционно самый низкий для продажи рыбы. Спрос на нее будет активно расти в осенне-зимний период.

Цены на рыбу выросли за последние полгода в 3-5 раз, поделился собственными наблюдениями источник в компании "Дальтрансрыба". Но возросшая цена не стала панацеей для рыбаков, традиционно зависящих от банковских кредитов, которые они привлекают под улов. Ставки по рублевым кредитам столь значительны, что зачастую рыбакам выгоднее взаимодействие с китайскими партнерами, которые предлагают комплексную услугу: судно, сбыт, кредит. Но при условии сбыта на собственной территории.

Кроме китайской конкуренции, заметной на Дальнем Востоке стала активность автомобильных перевозчиков. "Да, подвижного состава разных типов сейчас в регионе избыток, - сообщил собеседник ИА РЖД-Партнер.ру. - Но автомобилисты предлагают доставку в центр России за 8-9 дней по разумной цене вместо 17-91 по железной дороге. Первая и самая дорогая рыба сегодня уходит потребителям на автомобилях".

В ОАО "Рефсервис" заявили, что операторы обеспечили наличие значительного количества вагонов на Дальневосточной дороге. Одними только ускоренными поездами можно было бы вывозить по 2 тыс. тонн в сутки или 50-60 тыс. тонн в месяц "Основной причиной падения перевозок является отсутствие предъявляемой к перевозке рыбы. - рассказал источник в компании. - Однако грузовладельцы не пользуются предоставленной железнодорожниками возможностью". О причинах причинах снижения объемов предъявляемой к перевозке рыбы, в Рефсервисе предлагают узнавать у рыбаков и у контролирующего их ведомства в лице Росрыболовства.

В ОАО "Рефсервис" заявили, что не отметили падения перевозок и работа продолжается в штатном режиме. Генеральный директор ООО "Альянс Восток-Запад" (входит в агентство "Рефперевозки") Виталий Момот уверен, что спад носит случайный характер. "Наша компания ведет анализ перевозок в течение 10 лет, - рассказал он. - Апрель и май стандартно демонстрируют самую низкую погрузку. Падение в 8% не критично и может быть связано с размером улова и потребностями ритейла".

Еще одной причиной падения, по данным В. Момота, могло стать снижение закупочных цен. В начале года закупочная цена на минтай составляла 90 руб./кг, сегодня она невыгодна для розницы, поэтому в европейской части РФ произошло затоваривание холодильников. "Это говорит о том, что коммерсанты промахнулись", - заключил представитель рефоператора.

По прогнозам В. Момота, в 2015 году транспортные издержки не должны отрицательно влиять на объемы перевозки рыбной продукции с Дальнего Востока. "Мы сохранили прошлогодние ставки на перевозки, - сообщил он. - Сегодня стоимость доставки 1 кг рыбы, как и год назад, составляет 6 руб. 20 коп. Если курс рубля и ситуация в экономике останутся стабильными, полагаю, август-ноябрь наверстают допущенное падение".

С учетом повышенных прогнозов на добычу рыбы в лососевой путине 2015 года, стабильных рыночных ставок на подвижной состав и конкурентной среды на рынке перевозок этого груза представляется очевидным, что именно так и будет развиваться ситуация. По крайней мере никто, кроме железнодорожников, не видит причин для беспокойства.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру19.05.2015