14-03-17 / 2017
Новости отрасли
Время экспорта

В январе-феврале этого года на сети дорог погружено свыше 196 млн тонн грузов, что на 3,8 выше прошлогоднего уровня. Тарифный грузооборот возрос еще больше – на 6,7. В феврале в среднесуточном исчислении объемы погрузки выросли на 4,5. Рост объемов с начала года обеспечивался за счет экспортных поставок, и в основном в адрес российских портов.

Сложившаяся с начала года рыночная конъюнктура способствовала приросту погрузки высокодоходных грузов. Так, по итогам января-февраля погрузка на экспорт на припортовые дороги увеличилась на 9,9%, или на 4,3 млн тонн, в том числе на Октябрьскую дорогу – на 13%, Северо-Кавказскую – на 9,3%, Дальневосточную – на 7%. Следует отметить почти 20-процентный рост грузопотоков в феврале в адрес портов Северо-Запада. Так, на станцию Лужская погрузка угля в феврале выросла в 1,7 раза. В 1,4 раза увеличилась отправка удобрений в адрес станции Автово, а общий грузопоток на станцию Кандалакша скакнул в 4,6 раза. Существенно, на 13%, в этих портах возросла и выгрузка. Например, по той же станции Кандалакша угля было выгружено в 3,6 раза больше, чем годом ранее.

По данным ЦФТО, в феврале наибольшие темпы прироста на сети демонстрировали грузы 1-го тарифного класса – в среднесуточном исчислении на 5,6%. Фактически рост этих номенклатур произошел за счет каменного угля, который поднялся на 2,2 млн тонн, или на 12%, в среднем в сутки. Причем и он рос в основном на экспорт, что обусловлено благоприятной рыночной конъюнктурой, высокими ценами на мировых рынках, возросшим спросом со стороны энергогенерирующих предприятий европейских стран. За счет роста удобрений, нефтяных продуктов, грузов в контейнерах удалось не только не допустить прогнозируемого ранее падения объемов 2-го класса, но и прирастить их по сравнению с прошлым годом.

Сложившаяся конъюнктура рынка способствовала также и приросту грузов 3-го класса – в феврале на 4,1% в среднем в сутки. Это касается прежде всего химикатов и металлолома. На увеличении перевозок лома сказались возросшие цены на кокс и руду, в связи с чем металлургические компании переключились на потребление как раз данного сырьевого продукта.

Наилучших результатов в увеличении погрузки в феврале по сравнению с прошлогодними достигли Северо-Кавказская (+13,2%), Красноярская (+12,9%), Западно-Сибирская (+6,6%) и Приволжская (+3,9%) дороги. Успешную работу этих магистралей, а также Куйбышевской можно отметить и по итогам января-февраля, и особенно это касается Северо-Кавказской дороги, где результат 2016 года по погрузке превышен более чем на 20%. В отстающих оказались Московская, Юго-Восточная, а также Калининградская дороги, где погрузка к своему прошлогоднему уровню в феврале снижена соответственно на 8,6%, 10,6% и 6,6%.

В то же время на Московской имеет место заметный рост грузооборота, что обусловлено ростом приема груженых вагонов, и в основном по стыковым пунктам с Горьковской, Куйбышевской и Белорусской дорог. Что касается снижения погрузки на Московской дороге, то оно произошло в большей степени из-за сокращения грузов 1-го и 2-го тарифных классов, в основном строительных материалов и нефтепродуктов. В то же время погрузка 3-го класса в январе-феврале на полигоне дороги увеличилась на 11%. Соответственно существенно поднялась и доходная ставка. На дороге проводится целенаправленная работа по повышению уровня маршрутизации перевозимых грузов, а также качества обслуживания грузовладельцев. Ставка делается на получение дополнительных доходов от предоставления транспортно-логистических услуг.

С начала года с грузоотправителями и собственниками подвижного состава заключено 27 договоров на организацию перевозок по расписанию с согласованным временем отправления и прибытия почти по двум десяткам направлений. В текущем году с целью увеличения объемов высокодоходных грузов на Московской приступили к реконструкции станции Шелухово в связи с организацией перевозок по примыкающему пути необщего пользования собственности АО "Транснефть – Верхняя Волга". Планируемый объем перевозок авиационного керосина здесь составит 2,5 млн тонн в год. Повысить качество обслуживания клиентов за счет сокращения сроков доставки грузов на дороге удалось и в результате внедрения такого транспортно-логистического продукта, как "Грузовой экспресс", при этом планируется получить дополнительно более 7 млн руб. А совместная работа с соседними дорогами – Горьковской, Северной и Куйбышевской – по обеспечению графикового проследования грузовых поездов и отправлению их по графику с основных сортировочных станций позволила повысить участковую скорость, а также почти в три раза сократить потери от стоянок поездов по запрещающим сигналам.

Участковую скорость, наряду с другими качественными показателями, такими как средний вес грузового поезда и среднесуточная производительность локомотива, удалось улучшить в январе-феврале и в целом по сети. Увеличение скорости положительно сказалось и на сроках доставки грузов. По итогам двух месяцев года в установленный срок доставлено 97,2% грузовых отправок, что на 2 процентных пункта выше прошлогоднего показателя. Наибольшее количество грузов, доставленных в срок, отмечено на Приволжской, Свердловской и Юго-Восточной дорогах.

Общее выполнение расписания движения грузовых поездов по сети с начала года составило 72,3%. Наилучших результатов достигли Юго-Восточная, Калининградская, Куйбышевская дороги. Показатели ниже среднесетевого значения имеют чуть менее половины дорог сети.

Немалые резервы есть и при выполнении расписания движения в пассажирском комплексе. Так, на Московской дороге в целях ускорения пригородных поездов в часы пик уже в этом году проведен масштабный анализ пассажиропотока на ряде направлений, внесены и соответствующие коррективы в расписание. Благодаря этому на Рижском, Павелецком и Курском направлениях пассажиропоток заметно возрос. Отметим, что на дороге сконцентрировано 66,2% от всего пассажиропотока на сети. Прирост пассажирских перевозок в феврале здесь составил 12%. Хороший результат стал возможен в том числе за счет дополнительных назначений межобластных скоростных поездов до Белгорода, Брянска, Воронежа, Смоленска, при этом сокращено и время в пути следования. Пассажирооборот на дороге за два месяца увеличен на 2,8%, в том числе в пригородном сообщении на 7%.

В целом же пассажирооборот на инфраструктуре ОАО "РЖД" за этот период оказался по сравнению с прошлым годом ниже на 2%, в том числе в дальнем следовании – на 4%. В пригородном сообщении он вырос на 3,7%. Следует отметить положительную динамику пассажиропотока в "дневных экспрессах". За 2 месяца ими воспользовались свыше 1 млн 670 тыс. пассажиров, что на 15% больше, чем в 2016 году. Продолжает расти спрос на перевозки двухэтажными подвижными составами – по сравнению с прошлым годом также на 15%.

В настоящее время перед пассажирским комплексом встает важная задача организации перевозок во время предстоящих массовых мероприятий, таких как Кубок конфедераций по футболу в июне и 19-й Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Сочи в октябре этого года. Уже сегодня первоочередное внимание уделяется подготовке к обслуживанию пассажиров в период проведения чемпионата мира по футболу 2018 года и 29-й Всемирной зимней универсиады 2019 года в Красноярске. Главная задача – предоставить гостям и участникам всех этих форумов качественные услуги по перевозке.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок14.03.2017