26-04-21 / 2021
Новости отрасли
Время диктует свои условия

Искусственный интеллект и техническое зрение сократят издержки эксплуатации транспорта В ведущих транспортных компаниях идет процесс цифровой трансформации. Дополнительным драйвером стали ограничительные меры, вводимые в мире на фоне пандемии COVID-19. О том, как меняются цифровые тренды в современных условиях, о планах по внедрению новых технологических решений, а также о совместных проектах с российскими компаниями "Гудку" рассказал генеральный директор ООО "Сименс Мобильность" Йохен Розенцвайг. – Российские и международные исследования показывают, что пандемия значительно ускорила цифровую трансформацию бизнеса и приблизила внедрение новых технологий. По вашей оценке, заметен ли этот тренд в сфере железнодорожного транспорта и какие технологии для железнодорожной индустрии, если говорить об опыте компании "Сименс Мобильность", стали наиболее востребованными в этот период и какие появились новые проекты?

– Пандемия действительно оказала сильное влияние на жизнедеятельность общества, и транспортная мобильность не осталась в стороне. В прошлом году мы еще раз убедились, что цифровые технологии играют важную роль и позволяют существенно оптимизировать процессы сервисного обслуживания, предложить рынку новые возможности для улучшения транспортного обеспечения, повысить комфорт для пассажиров. В период пандемийных ограничений такие решения, как Smart Monitoring на базе цифровой платформы Railigent и удаленная диагностика подвижного состава, позволили нам беспрепятственно продолжить выполнение сервисной поддержки клиентов. Среди новых разработок можно выделить цифровой сервис по мониторингу состояния парка подвижного состава промышленных железных дорог и отслеживанию ключевых показателей деятельности предприятий.

Мы не забываем о внутрикорпоративных процессах и успешно внедрили решение iBot для поддержки, ответов на вопросы наших сотрудников по вопросам HR.

– Что будет главным цифровым трендом для железнодорожного транспорта в посткоронавирусной реальности?

– С восстановлением пассажиропотоков мы ожидаем активного развития и внедрения сервисов Mobility as a Service, направленных на интеграцию различных видов транспорта и формирование новых предложений для пассажиров. В периметре грузового железнодорожного сообщения стоит отметить дальнейшее продвижение программно-аппаратных решений в логистике, направленных на сокращение себестоимости перевозки грузов, повышение показателей использования парков локомотивов и вагонов, сокращение времени доставки грузов по сети железных дорог. В обслуживании железнодорожных активов можно отметить дальнейшее развитие платформенных IT-решений с использованием искусственного интеллекта, внедрение которых позволит перейти на оказание сервисного обслуживания по состоянию.

– Для работы с данными, получаемыми от подвижного состава и объектов железнодорожной инфраструктуры, "Сименс" создала систему Railigent. Кто ее использует, каков ее функционал и экономический эффект от ее внедрения? Где на железнодорожном транспорте сегодня применяют Интернет вещей и какой практический эффект дают такие проекты?

– Цифровая платформа Railigent позволяет получить из данных полезную информацию и представляет собой единую глобальную IT-платформу, которая включает в себя четыре основных элемента: сбор данных с подвижного состава или объектов инфраструктуры, обработка данных, анализ данных с помощью современных методов машинного обучения, визуализация результатов анализа для разных целевых аудиторий – от слесарного персонала до руководителей высшего уровня. Особенностью платформы является возможность ее использования не только с целью оптимизации технического обслуживания, но и для улучшения эксплуатационных характеристик использования парка подвижного состава и инфраструктуры. С точки зрения функционала платформа состоит из трех ключевых направлений – Smart Monitoring, направленного на мониторинг состояния железнодорожных активов в режиме онлайн, Smart Analysis – для оптимизации бизнес-процессов и понимания причин выхода оборудования и систем из строя и Smart Prediction как инструмента прогнозирования возможных отказов. Платформа Railigent является важным инструментом для достижения максимальной технической готовности железнодорожных активов к перевозкам грузов и пассажиров. "Сименс" и РЖД уже используют ее в проектах по техническому обслуживанию подвижного состава.

– В феврале в Москве открылся Центр обработки и анализа данных ОАО "РЖД", который холдинг создал совместно с "Сименс". Было заявлено, что этот центр позволит переходить к новой модели сервиса – "сервису по состоянию". Какую работу взял на себя новый центр? Можно ли уже говорить о первых результатах его работы?

– Мы рады сотрудничеству с ОАО "РЖД" по применению цифровых технологий для железнодорожного транспорта. Видим высокий потенциал для дальнейшего развития и внедрения цифровых подходов, чтобы улучшить сервисное обслуживание и повысить эксплуатационные характеристики подвижного состава и инфраструктуры. В рамках нашей работы мы действительно идем по пути реализации концепции сервисного обслуживания "по состоянию". В настоящее время уже реализован ряд решений по информированию сервисного персонала о текущем состоянии тех или иных компонентов подвижного состава. Здесь можно привести в пример цифровой сервис, с помощью которого сервисные инженеры получают информацию о возникновении первых признаков нештатной работы компонентов прислонно-сдвижных дверей и, соответственно, заблаговременно планируют обслуживание на сервисной позиции в депо. Практически мы получаем информацию – диагностическое сообщение о состоянии дверей, о том, что они выходят из строя. Далее планируем проверку конкретной двери, по которой получили сообщение.

Кроме того, реализован сервис по прогнозированию износа колесных пар и тормозных дисков для подвижного состава. Мы отслеживаем параметры оборудования и его остаточный ресурс, а также можем заблаговременно планировать сервисные операции в депо по обточке или замене. Если говорить об инфраструктурных объектах, то силами специалистов нашего центра был реализован сервис по предиктивной диагностике стрелочных переводов для сортировочной станции Лужская. С точки зрения результатов внедрения сервисов стоит отметить сокращение времени пребывания подвижного состава в депо, сокращение расходов на техническое обслуживание и ремонты, увеличение технической готовности железнодорожных активов. Работа нашей сервисной организации и центра по реализации концепции сервисного обслуживания "по состоянию" на этом не останавливается. Продолжается диалог со структурными подразделениями ОАО "РЖД" по внедрению новых технологий касательно мониторинга состояния объектов инфраструктуры.

– "Сименс" заключила соглашение с компанией "Уралхим-транс" о создании мобильного приложения для контроля за подвижным составом и объектами инфраструктуры. В чем особенность этого приложения, кто им сможет воспользоваться и зачем?

– В продолжение развития и внедрения цифровых технологий для транспорта мы не забываем про сегмент промышленных железных дорог. С компанией "Уралхим-транс" реализован ряд успешных проектов по управлению внутренней и вешней логистикой, что позволило существенно улучшить транспортное обеспечение предприятия и сократить себестоимость перевозки грузов. Одним из реализованных проектов в данном направлении является цифровой сервис по мониторингу состояния парка подвижного состава компании "Уралхим-транс" и отслеживанию ключевых показателей транспортного предприятия. Цифровой сервис реализован в виде мобильного приложения для смартфона и помогает удаленно контролировать важнейшие показатели работы локомотивного и вагонного парка, оказывает поддержку в принятии решений на разном уровне управления предприятия – от начальника железнодорожного цеха до руководителей высшего уровня. Кроме того, решение способствует оптимизации технологических операций внутри грузового двора, что выражается в снижении эксплуатационных расходов и повышении эффективности работы всего транспортного предприятия.

– Несколько лет назад "Сименс" презентовала проект "Цифровое депо". Что сегодня представляет собой этот проект, насколько он актуален? Где уже созданы цифровые депо? Какие результаты удалось получить?

– В настоящее время на локальном железнодорожном полигоне созданы три крупных цифровых депо в Москве, Санкт-Петербурге и Адлере для обслуживания электропоездов "Ласточка" и "Сапсан". "Цифровое депо" – это комплекс IT-решений и подходов, направленных на оптимизацию сервисного обслуживания подвижного состава. Так, например, учет и планирование технологических операций и запасных частей мы ведем при помощи единой компьютеризированной системы управления сервисным обслуживанием. Поддержку машинистам мы оказываем через наш Support Center с использованием приложений цифровой платформы Railigent. Мы развиваем электронный оборот. Среди интересных примеров стоит отметить проведение технических инспекций с использованием смартфонов. В рамках проекта "Цифровое депо" мы применяем аддитивные технологии для печати отдельных компонентов подвижного состава. Подвижной состав нашего производства позволяет генерировать большие объемы данных, часть из которых передается по каналам связи в депо в режиме онлайн, а часть сохраняется на борту. Удаленная передача позволяет персоналу в депо заблаговременно оценить состояние систем и оборудования подвижного состава и запланировать проведение тех или иных технологических операций на сервисных позициях. На базе депо создан центр обработки и анализа данных с подвижного состава, специалисты центра занимаются вопросами разработки и внедрения цифровых сервисов по мониторингу, аналитике и предсказательной диагностике. Среди перспективных направлений дальнейшего развития цифрового депо стоит отметить внедрение технического зрения для оценки состояния подвижного состава в автоматическом режиме. Эти и другие решения в рамках цифрового депо позволяют нам эффективно осуществлять обслуживание, сокращать время пребывания поездов в депо и достигать максимальной технической готовности.

– В октябре прошлого года компания "Сименс Мобильность" подписала соглашение с ОАО "РЖД", АО "Группа Синара" и ООО "Уральские локомотивы" о строительстве в России производственного комплекса для выпуска высокоскоростных поездов. В чем роль компании "Сименс Мобильность" в этом проекте и есть ли экспертиза в этой области?

– В настоящее время мы ведем активные переговоры с нашими партнерами, поэтому я пока не могу раскрывать всех подробностей. Но общее понимание заключается в том, что "Сименс Мобильность" поделится своим опытом в области проектирования и производства поездов с нашими российскими партнерами и поддержит проведение соответствующих работ в Российской Федерации в максимально возможной и экономически целесообразной степени.

– "Сименс" и ОАО "РЖД" также анонсировали появление спальных купе в "Сапсанах". Купе в "Сапсане" будет первым таким продуктом "Сименс" в мире, его разработают специально для заказчика – РЖД – и для данного проекта. Каковы требования заказчика и в какие сроки планируется реализовать проект?

– Да, совершенно верно. Требования заказчика – обеспечить максимально возможный комфорт, удобство и приватность для пассажиров. Первые поезда планируется предоставить для эксплуатации уже в конце следующего года.

– "Сименс" совместно с Deutsche Bahn работает над проектом поезда на водородном топливе. На какой стадии сейчас этот проект? Каковы предполагаемые характеристики такого поезда? Проводили бенчмаркинг и сравнивали проект с другими разработками – каковы, по вашей оценке, перспективы подвижного состава на водородном топливе на российском рынке?

– Если говорить о мировых тенденциях экологичного железнодорожного транспорта, то драйвером здесь является концепция замены дизель-поездов, которые работают на неэлектрифицированных участках. В качестве альтернативы дизелю мировые производители рассматривают аккумуляторы и водородные источники. Такие программы в Европе субсидируются со стороны государства. "Сименс Мобильность" работает в обоих направлениях.

Мы осуществляем полный цикл от генерации энергии до ее использования для движения поезда – для аккумуляторных и водородных технологий. При этом для водородной технологии это включает в себя генерацию, хранение и быструю "заправку" поезда.

Проект c Deutsche Bahn находится на стадии производства. Начало пассажирских перевозок запланировано на декабрь 2023 года. Из интересных технических характеристик – скорость движения 140 км/ч, два вагона, 130 посадочных мест, три двери, 600-800 км дальности, две моторизованные тележки, 1,7 МВт тяговой мощности, бортовая тяговая система нового поколения.

Справка "Гудка"

ООО"Сименс Мобильность" – это российское юридическое лицо, контролируемое Siemens AG. Среди основных задач компании в России продолжение техподдержки "Сапсанов" и "Ласточек", выполнение контракта по поставке электропоездов "Сапсан 3" и участие в проекте ВСМ Санкт-Петербург – Москва.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок26.04.2021