06-02-25 / 2025
Новости отрасли
Время диктует научный подход

Накануне Дня российской науки, который отмечается 8 февраля, "МоЖ" узнал, какие перспективные разработки ученых в сфере организации пассажирских и грузовых перевозок могут определять контуры будущего Московского транспортного узла.

Сергей Вакуленко, директор Института управления и цифровых технологий РУТ (МИИТ)

– Сергей Петрович, как быстро представители научного сообщества готовы откликнуться на актуальные проблемы железнодорожной сферы?

– Объединение потенциала ведущих отраслевых университетов с академической наукой и предприятиями транспорта формирует благоприятную среду для проведения исследований. В нашем вузе ведется системная работа, направленная на повышение эффективности деятельности железнодорожного транспорта и обеспечения безопасности перевозочного процесса.

Уже более 20 лет ученые активно работают над решением актуальных проблем Московского транспортного узла, взаимодействуя со структурными подразделениями ОАО "РЖД", правительством Москвы, проектными и научными организациями, а также с ведущими транспортно-логистическими компаниями. В структуре нашего института функционируют научно-образовательные центры, специализирующиеся в том числе на проблемах транспортных узлов и пассажирских перевозок. Их новые разработки помогают сделать транспортную систему мегаполиса более эффективной, комфортной и безопасной для грузоотправителей и миллионов пассажиров. Существует множество задач, стоящих перед ОАО "РЖД", за решение которых беремся и мы.

– Давайте остановимся на конкретных разработках, направленных на развитие пригородно-городского железнодорожного сообщения в столичной агломерации.

– Отмечу, что коллектив нашего института внес значительный вклад в создание и совершенствование современного облика Московских центральных диаметров. Приведу лишь отдельные примеры. Специалистами Центра независимых комплексных транспортных исследований под руководством Алексея Колина разработаны принципы формирования тактовых расписаний с целью предоставления гражданам максимально качественной транспортной услуги. Создан алгоритм назначения мест ночного отстоя пригородных поездов, критерием оптимизации в данном случае послужили составо-часы и приведенные затраты на осуществление отстоя. Разработаны принципы усовершенствования системы голосовых сообщений, сопровождающих пассажира в пути следования, а также принципы визуальной и аудиальной навигации на транспортно-пересадочных узлах.

– Реализация проектов МЦК и МЦД потребовала коренного пересмотра организации грузоперевозок. Какие предложения ученых способствуют увеличению объемов грузового движения в обход центра Москвы?

– Мы много работаем в этом направлении. Коллективом Центра отраслевой экспертно-аналитической деятельности под руководством доцента Дмитрия Роменского сформулированы предложения по оптимизации грузовых перевозок. С участием наших специалистов рассмотрены различные сценарии работы сортировочных и грузовых станций в новых условиях, предложены наиболее рациональные технологические решения. Актуальным направлением научных исследований является определение причин простоя грузовых поездов на подходах к крупным железнодорожным узлам. Коллектив создал систему показателей качества работы узла, которая позволяет оценить эффективность пропуска грузовых составов. Исследованы и структурированы причины применения дробной нумерации грузовых поездов в нормативном графике, определена сфера применения различных типов графика в зависимости от параметров движения.

– Развитие грузовых перевозок не в последнюю очередь зависит от состояния транспортно-логистического каркаса.

– Наш вуз участвовал в разработке инновационных подходов к организации мультимодальной логистики на полигоне Московского транспортного узла для внедрения их на уровне стратегии на ближайшие десятилетия. Было предложено развивать более широкую сеть терминалов, чем та, что предполагается базовым грузовым каркасом крупнейших транспортно-логистических центров столицы. Создана система классификации уровней предоставления услуг, в основе которой лежит понятие об эволюционном процессе развития логистической деятельности. Сформированы требования к современным ТЛЦ для обеспечения конкурентоспособности железнодорожного транспорта. На примере Московского узла описаны принципы пропуска грузопотока по участкам с интенсивным движением пригородных поездов.

– Какими исследованиями будете заниматься в этом году?

– Их очень много. Например, в составе большого пула причастных организаций и госструктур работаем над проектом ВСМ-1 Москва – Санкт-Петербург. Ученые наших кафедр и центров стояли у самых истоков концептуальной проработки высокоскоростных магистралей, находили проектные решения по взаимоувязке ВСМ с другими железнодорожными линиями в стесненных условиях столицы. Создана методика назначения промежуточных остановок на высокоскоростных линиях по критерию максимизации скорости проследования поездов при условии обеспечения транспортных связей между всеми остановочными пунктами, а также технология эксплуатации и обслуживания линии в ночной период. Составлены рекомендации по принципу планирования маршрутной сети обращения высокоскоростных поездов с использованием существующих участков дороги для обеспечения транспортной доступности регионов с Москвой.

Одновременно с этим ведем работу по созданию цифровых двойников инфраструктуры. Это позволяет моделировать различные сценарии работы транспортного узла и находить оптимальные решения для повышения эффективности перевозок. Например, с помощью ГИС-технологий специалисты сделали детальную модель Центрального транспортного узла, которая может использоваться для планирования новых маршрутов, оптимизации графиков движения и улучшения логистики.


Источник Дата Наименование материала

Московский железнодорожник

06.02.2025