Финские железные дороги готовы предоставлять клиентам экологически дружественные сервисы. Для их совершенствования VR Group предполагает повысить эффективность железнодорожных перевозок в целом. Как - об этом рассказал в рамках форума "Зеленая логистика: Идеи. Практика. Перспективы" старший вице-президент VR Group Отто Лехтипуу.
Экспорт - "дрожжи" логистики
- Г-н Лехтипуу, чем можно объяснить, что после спада в объемах российско-финляндских железнодорожных перевозок в 2000 году в последующие 14 лет наблюдался устойчивый прирост в транспортировках через сухопутные погранпереходы двух стран? И в 2015-м ожидаются неплохие результаты. В чем причина?
- Одна из причин положительной динамики - рост российского экспорта в Финляндию. Этим многое и объясняется.
Что касается ситуации в 2015 году, то здесь в последние месяцы прибавка в перевозках связана со сложившимся уровнем цен на глобальных рынках. На данный момент финским промышленным предприятиям стало выгодно закупать многие виды продукции в России. Например, древесину, пиломатериалы, химические грузы. С финской стороны хорошо выстроена маршрутизация под сложившиеся грузопотоки. Октябрьская железная дорога также уделяет внимание отправкам грузов маршрутами и по расписанию по своему полигону. Мы вместе стараемся скоординировать свои планы так, чтобы железнодорожные маршруты оставались по крайней мере конкурентоспособными с автотранспортными перевозками в том же российско-финляндском направлении.
Вместе с тем хотелось бы подчеркнуть: сегодня порты нашей страны не соревнуются с российскими за грузопотоки. Они стремятся предоставить качественные сервисы, в том числе для российских клиентов, связанные с удобными схемами таможенной очистки на территории Финляндии.
- А что происходит с импортными грузопотоками? В конце 2014 года многие автоперевозчики потеряли солидные объемы перевозок. В частности, иссякли грузопотоки продовольствия, рефгрузов из Финляндии. Но сейчас транспортники говорят, что на российско-финляндском направлении появились дополнительные объемы импорта. Однако товар идет мелкими партиями, поэтому многие сейчас живут в основном за счет отправок самых разных сборных грузов. А железная дорога как намерена приспосабливаться к изменившимся условиям?
- Железнодорожный перевозчик в Финляндии не занимается сам услугами группажа. Он принимает грузы по принципу "одна партия - один клиент". Политика снижения расходов компании привела к укрупнению станций погрузки. Поэтому на них и принимают к отправке уже консолидированные партии. Финские железные дороги сами уже не оказывают сопутствующие услуги, связанные, например, с упаковкой грузов на терминалах станций.
Логистика выделена в отдельный вид бизнеса. Ею занимается VR Transpoint, которая, по сути, выполняет роль сервис-провайдера, то есть осуществляет железнодорожные перевозки с добавленной стоимостью. Она отвечает за складирование, операции погрузки/разгрузки на площадках станций и в зоне морских портов, экспедирование и планирование перевозок. VR Transpoint имеет долгосрочные отношения с ОАО "РЖД".
Компания же выполняет логистические сервисы внутри Финляндии. При необходимости она работает в кооперации с Transpoint International (FI) Oy, обеспечивающей международные автоперевозки и связанные с ними логистические сервисы, включая комплектацию товаров и отправку сборных партий грузов как в РФ, так и в страны Восточной Европы.
VR Track, в свою очередь, оказывает услуги инженерной инфраструктуры.
Таким образом, в системе перевозок внутри VR Group сложилась глубокая специализация сервисов. Вместе с тем между структурами, предоставляющими базовую железнодорожную услугу, логистические и экспедиторские сервисы, налажена тесная кооперация. Выстроена сквозная цепочка оказания услуг с добавленной стоимостью. И она, как видите, работает.
- Как планируется совершенствовать систему железнодорожных перевозок в Финляндии?
- Мы надеемся привлечь дополнительные инвестиции в развитие железнодорожной инфраструктуры, чтобы избежать перелома трафика при выполнении перевозок по территории Финляндии.
Для повышения эффективности транспортировок намечено постепенно заменить (по мере износа) старые грузовые вагоны с нагрузкой на ось 20,5 тс на новый подвижной состав с аналогичным показателем 25 тс. То есть более вместительный.
Сейчас у нас в обороте свыше 9 тыс. вагонов. После их полной замены ожидается сокращение суммарного парка примерно на 2 тыс. ед. Таким образом планируется повысить отдачу от использования подвижного состава, сократить расходы VR Group и переключить часть грузопотоков с автотранспорта на железную дорогу.
Борьба за чистые технологии
- Какие зеленые технологии используют на финских железных дорогах?
- Экологические проекты реализуются по нескольким направлениям. Снижение вредных выбросов в атмосферу достигается, например, за счет электрификации: общую длину таких участков в 2015 году планируется увеличить до 73% - против 65% в 2012-м.
Внедряются новые ERP-системы, улучшается планирование графиков перевозок и контроля трафика, все чаще используется оптимальный скоростной режим (экономход) и энергосберегающие нитки движения. В дополнение к системам автодиспетчера намечено развивать системы автоведения поездов и автоинформирования машинистов.
В целом энергоэффективность перевозок планируется улучшить на 20%. Для внедрения полномасштабной практики энергосберегающего вождения поездов в режиме реального времени нам понадобится, полагаю, еще года два, но уже первые шаги в этом направлении впечатляют.
Благодаря подобным инновациям мы готовы предоставлять клиентам экологически дружественные сервисы.
Также на железной дороге намечено увеличить долю возобновляемых источников энергии более чем на 60%, а долю отходов, отправляемых на свалку без вторичной переработки, сократить на 15%. Все это - тоже составные части программ борьбы за оздоровление окружающей среды.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер.Ру | 15.09.2015 |