06-02-09 / 2009
Новости отрасли
Впервые за весь период существования ОАО «РЖД» в 2008-м годовой итог погрузки продемонстрировал отрицательную динамику

Впервые за весь период существования ОАО «РЖД» в 2008-м годовой итог погрузки продемонстрировал отрицательную динамику, упав на 3% относительно позапрошлого года. При этом грузооборот показал рост в 4,8%, а дальность перевозок увеличилась на 2,2%. Кризисные волны отразились на транспортном звене, напрямую задевая ОАО «РЖД» и сказываясь на производственных и финансовых результатах работы компании. В ЦФТО отмечают, что при достаточно высоком уровне показателей в начале года динамика погрузки на сети железных дорог на протяжении последних месяцев 2008 года резко замедлилась. И если в I и II кв. 2008-го погрузка к аналогичным периодам предыдущего года выросла на 5,3 и 0,7% соответственно, то в III кв.она уже пошла на снижение (-0,3%), а в IV кв. в связи с получением отказов от поставок по целому ряду грузообразующих предприятий, ее объем снизился уже на 16,9%. Естественно, это не могло не оказать влияния на годовые показатели. В целом за 2008 год было погружено 1303,7 млн. тонн, что на 3% ниже, чем в 2007-м. Таким образом, впервые с момента появления ОАО «РЖД» годовая динамика погрузки перестала показывать прирост и сменила знак плюс на минус. Кризисные явления в экономике повлияли на общую ситуацию, сломав устоявшийся принцип превалирования второго полугодия над первым: теперь показатели второго стали ниже, чем в первом, на 7,6%. При этом погрузка грузов 1 класса снизилась на 8,5%, 2-го класса на 1,0% и 3-го класса на 15,3%. В IV кв. 2008 года в связи со сбоями в кредитовании и нарастающей неплатежеспособностью потребителей продукции при формировании плана практически по всем грузам было предусмотрено уменьшение объемов погрузки к уровню 2007-го. По итогам минувшего года наибольшее снижение допущено по черным металлам, железной руде, лесным и строительным грузам и ряду других номенклатур. Падение погрузки цемента на 13,1% и строительных грузов на 1,8% объясняется неплатежеспособностью потребителей данной продукции и резким сокращением темпов строительства в стране. У пострадавших в борьбе с кризисом металлургов снизились сырьевые запросы, а падение цен на продукцию черной металлургии дало результат в виде ощутимой отрицательной динамики погрузки по железной руде на 7,2% и по черным металлам на 5,4%. Что касается последней категории, то здесь негативную роль в процессе формирования цен сыграло затоваривание как внешних, так и внутренних рынков. Помимо уже указанных номенклатур, снижение погрузки также зафиксировано по металлолому – на 8,4%, удобрениям – на 6,7%, химикатам – на 7,9% и ряду других грузов. Конечно, в общей статистике надо учитывать рост погрузки мяса, овощей, комбикормов, а также такого высокодоходного груза, как машины и оборудование. Однако в масштабах сети эти явления не приобрели сколько-нибудь значительной роли. Общая интенсивность внешнеторговых перевозок по железной дороге получила отрицательный заряд от годового снижения экспорта (-4,6%) и позитивный – от возросшего на 14,0% импорта. Стоит отметить, что внешнеторговые потоки, идущие через порты, сократились на 1,5%, а через погранпереходы – на 0,5%. Снижение объемов, идущих на экспорт, зафиксировано по таким категориям, как черные металлы, удобрения, руда, химикаты. Своеобразным лидером здесь стало зерно, глубина падения которого составила 47%. Если рассмотреть уровень перевозок внешнеторговых грузов через порты России, стран СНГ и Балтии, то можно увидеть сокращение по сравнению с 2007 годом на 0,3%. Таким образом, совокупный грузовой потолок для этих портов составил 282,3 млн. тонн. В направлении портов как Балтии, так и России годовой спад остановился на уровне 2%, украинские порты со стороны железной дороги получили грузов столько же, сколько и в позапрошлом сезоне. При этом подавляющее большинство грузов двигалось в сторону отечественной портовой инфраструктуры. Традиционными лидерами, принимающими почти половину общего потока экспорта, являются порты Северо-Западного бассейна. Тем не менее, за прошедший год туда было направлено 79,2 млн. тонн экспорта, что на 4% меньше показателей 2007 года. Аналогичные объемы потеряли и порты Юга России, через которые перевозится 30% экспортных грузов. В то же время значительно – на 6% – возросла погрузка экспорта в адрес портов Дальнего Востока, составив 40,6 млн. тонн, или 24% от объемов, перевозимых через российские порты. Интенсификация импортных грузопотоков привела к тому, что из портов России, стран СНГ и Балтии за год было отгружено 15,3 млн. тонн импортных грузов, что на 18 % больше уровня 2007 года. На 58% возросла погрузка импорта для российских грузополучателей и в портах Украины. Транзит, структурная доля которого в 2008 году составила 2,1%, возрос по сравнению с прошлым годом на 12,4%. По мнению специалистов ОАО «РЖД», это произошло за счет перевозок угля, кокса, нефтеналива, руды, лесных и минерально-строительных грузов, а также удобрений. Вместе с тем несколько снизился сквозной провоз черных металлов и хлебных грузов. Что касается показателей обработки транзитных грузов в портах России, стран СНГ и Балтии, то здесь также наблюдается заметный рост: переработано 16 млн. тонн, что на 10% больше уровня 2007 года. Однако порты стран Балтии в общую положительную динамику привнесли свою ложку дегтя: там поток транзита сократился на 12%.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер05.02.2009Когда я итожу то, что прожил… в 2008 году