01-10-12 / 2012
Новости отрасли
Впервые в российской истории промышленный холдинг, компания Мечел, объявил о масштабной распродаже своих активов

До сих пор крупный индустриальный бизнес лишь расширялся, приобретая все новые промышленные объекты. Распродавались, в основном, лишь самые мелкие и непрофильные активы, крупные же отделялись от головной компании, в основном, для обособления бизнесов. Случай с "Мечелом" другой. Компания продает почти все, за исключением нескольких головных предприятий, чтобы снизить долговую нагрузку и решить проблему дефицита финансовых ресурсов для развития новых крупных инвестпроектов.

Прецедент был создан 21 сентября, когда совет директоров "Мечела" утвердил новую стратегию развития компании. Во-первых, было объявлено о предстоящей продаже множества активов компании, которые последовательно приобретались с начала 2000-х годов. За счет полученных средств будет снижена долговая нагрузка холдинга. Во-вторых, было рекомендовано продать стратегическому инвестору до 25% ключевого дивизиона группы - добывающего подразделения "Мечел-Майнинг". Вырученные средства должны пойти на освоение Эльгинского угольного месторождения, ключевого инвестпроекта компании.

По масштабам сокращения своего бизнеса с "Мечелом" может сравниться только "Северсталь", которая ранее продала свои активы в Европе и США, оставив лишь пару наиболее рентабельных заводов. Однако случай с "Северсталью" несколько иной: компания пыталась не закрыть брешь в финансах, а увеличить эффективность бизнеса, продав низкорентабельные производства. У "Мечела" положение много хуже: компания реализует два крупных инвестиционных проекта, остановить которые сейчас нельзя, при этом ее долговая нагрузка составляет 9,4 млрд долларов на фоне годовой выручки в 12,5 млрд и EBITDA в 2,4 млрд долларов (см. график 1). Таким образом, собственных средств для одновременного развития проектов и снижения долга у компании нет. Остается распродажа неприбыльных активов.

Цена амбиций "Продажа активов понизит долг и снизит коэффициенты долговой нагрузки, но фундаментальную проблему долга компании не решит", - считает аналитик инвестиционного банка UBS Алексей Морозов. Причина - предельно высокий уровень долга, растущего непрерывно с 2007 года.

Долговая нагрузка стала следствием явно завышенной инвестиционной программы "Мечела" и неоправданно высоких трат на приобретение новых производственных активов. Основной собственник "Мечела" - Игорь Зюзин, поднявшийся на угле (ему удалось в 1997 году получить оперативный контроль над крупной угольной компанией "Южный Кузбасс"), после покупки в 2001 году челябинского сталелитейного комбината "Мечел" решился на мощную экспансию в металлургию, горнодобычу и инфраструктуру. С 2007 года "Мечел" начинает скупать активы в России и за рубежом, тратя колоссальные деньги. Так, в 2007 году группа почти за 2 млрд долларов приобрела контрольный пакет акций "Якутугля" и лицензию на разработку Эльгинского угольного месторождения, одного из крупнейших в России. Инвестиции в достройку железной дороги и подготовительные работы в последующие годы потребовали еще не менее 1,5 млрд долларов.

В 2008 году "Мечел" потратил 1,4 млрд долларов на покупку у группы "Ист" Тихвинского ферросплавного завода вместе со строящимся рудником и ГОКом по добыче хромовых руд в Казахстане. Тогда же "Мечел" объявил о приобретении за 425 млн долларов американской угольной компании Bluestone Coal.

Наконец, "Мечел" дал старт одному из своих ключевых инвестиционных проектов стоимостью 665 млн долларов - строительству завода по производству современных железнодорожных рельсов для нужд РЖД.

Одновременно "Мечел" поддался моде на приобретение заводов в Европе. Компания решила инвестировать в предприятия с той же специализацией, что и ее заводы в России: в производство спец сталей, сортового проката и метизов.

Средств на приобретение крупных активов у "Мечела" уже не было, в результате группа в течение нескольких лет приобрела несколько небольших заводов в Румынии и Литве, потратив на все 250 млн долларов.

Инвестиционная программа "Мечела" строилась в расчете на постоянный рост рынка. Предполагалось окупить приобретения и профинансировать инвестиционные проекты за счет растущих цен на сталь, уголь и ферросплавы. Однако финансовый кризис 2008-2009 годов внес свои коррективы. И если объемы производства и выручку компании к 2011 году удалось восстановить, то прибыль стало приносить только угледобывающее подразделение. "Южуралникель" и Тихвинский ферросплавный завод, вследствие падения мировых цен на ферроникель и феррохром, оказались убыточными. Снизилась и прибыльность основного металлургического сегмента группы. Если российские предприятия еще показывают хоть и сниженную, но все же прибыль, то, например, румынские активы стали работать исключительно "в минус". "Мечел" был вынужден постоянно перекредитовываться, в результате долги группы за три с лишним года выросли с 3,5 до 9,4 млрд долларов по итогам прошлого года. И все равно компания продолжала заниматься скупкой активов: в 2011 году в нее вошли ряд заводов разоряющейся ГК "Эстар", принадлежащей Вадиму Варшавскому.

В начале 2012 года "Мечел" начал переговоры с кредиторами об отсрочке платежей. Компании удалось избежать надвигавшегося банкротства, однако при этом подвисли ее инвестпроекты (Эльгинское месторождение и рельсобалочный стан), а к концу сентября в залоге у банков оказалось 42,9% акций компании. Поскольку банки больше не давали в долг, пришлось решиться на распродажу активов.

Избавление от ненужного

Для продажи утверждены пять металлургических и метизных заводов в Румынии, Донецкий электрометаллургический завод на Украине, британский металлопрокатный завод Invicta Merchant Bar и литовский производитель метизов Nemunas. Также будут проданы ключевые активы ферросплавного дивизиона "Мечела" (шахта "Восход Хром" и ГОК "Восход Oriel" в Казахстане), Тихвинский ферросплавный завод в Ленинградской области и "Южуралникель" в Оренбургской области. Отметим, что в свое время на ферросплавный и никелевый бизнес "Мечел" делал особую ставку как на перспективное направление диверсификации группы.

Кроме металлургических активов будут проданы электрогенерация и сбыт - "Кузбассэнергосбыт " и ТЭЦ "Теплофикация Русе " в Болгарии. Предполагается также продать металлотрейдинговую сеть "Мечела" в Европе ("Мечел-Сервис Глобал"). Для себя компания оставляет российскую сбытовую сеть "Мечел-Сервис".

На продаваемые предприятия приходится 20-25% выручки холдинга, а их вклад в прибыль вообще является минимальным. С момента основания группы главным центром прибыли "Мечела" был и остается добывающий сегмент, "Мечел-Майнинг", в первую очередь угольные компании "Южный Кузбасс" и "Якутуголь" (см. график 2). В металлургическом дивизионе основную маржу группе приносят три актива - Челябинский металлургический завод (он же "Мечел") и два связанных с ним производителя метизов, сортового проката и поковок - Белорецкий металлургический завод и завод "Уральская кузница" в Чебаркуле. Эти активы распродаваться не будут.

По итогам предстоящих сделок группа "Мечел" серьезно поменяет географию присутствия и логику бизнеса: компания отказывается от мировой экспансии и заявленной ранее диверсификации бизнеса.

Цена вопроса Продаваться выставленные предприятия, с учетом их рыночного и финансового положения, будут долго. В "Мечеле" отмечают, что переговоры уже ведутся, но все на разной стадии. Первой будет продана "Теплофикация Русе", "поскольку решение о реализации этого актива было принято еще в начале года".

По словам Алексея Морозова, сложнее всего будет продать "Южуралникель" и румынские заводы. ""Южуралникель" из-за его долгов может вообще уйти "за ноль". Но даже в этом случае покупателя будет найти непросто, ведь закрыть долг можно, только заложившись на потенциальный бурный рост цен на никель", - говорит Морозов. Интересным активом, по его мнению, может стать сравнительно недавно реконструированный завод в Донецке, его можно попробовать продать за 200 млн долларов (все пять румынских предприятия, по мнению Алексея Морозова, стоят не больше 100 млн долларов). Тихвинский ферросплавный завод, продаваемый вместе в ГОКом и шахтой, в UBS оценивают до 200-300 млн долларов, известны и потенциальные покупатели - казахская ENRC, в составе которой уже есть крупные феррохромовые заводы в России и Казахстане, и специализирующийся на ферросплавах Челябинский электрометаллургический завод.

Больше всего денег "Мечел" сможет выручить от продажи пакета акций "Мечел-Майнинга": четверть его капитала, по словам Морозова, стоит 2,5 млрд долларов.

Таким образом, продавец может реально претендовать на выручку около 3 млрд долларов. Эти деньги всех проблем "Мечела" не решат. Ведь уже к 2014 году инвестиционные вложения группы должны составить 3,3 млрд долларов, из них более 1,5 млрд необходимо вложить в Эльгинское месторождение. Если к этому времени оба инвестпроекта (угольное месторождение и рельсобалочный стан), которые должны генерировать большую прибыль, не будут запущены, проблема ныне реструктурированного кредитного долга возникнет вновь. Но тогда у компании уже не будет никаких иных ликвидных активов для продажи, кроме основных. И банкротство опять станет реальной угрозой.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Эксперт01.10.12Отбросить хвост, чтобы выжить