15-10-14 / 2014
Новости отрасли
Возвращение на запад

Руководство центрального офиса ОАО «Первая грузовая компания» ПГК, а также ее Новосибирского филиала на встрече с журналистами рассказало, какие тенденции сегодня преобладают в отрасли, насколько четко отлажено сотрудничество с компанией «РЖД» и Западно-Сибирской магистралью, а также когда можно ожидать появления грузового вагона грузоподъемностью 100 тонн.

Грузооборот на железной дороге «развернулся» в европейском направлении. Представители ПГК считают, что имеют право отвечать за все сообщество операторов подвижного состава:

– «Первая грузовая компания» – самая крупная часть этого сообщества, – подчеркнул исполнительный директор ОАО «ПГК» Александр Сапронов. – Мы располагаем парком в 200 тыс. вагонов, перевозим 20% от всего объема грузов Российских железных дорог. И Новосибирский филиал нашей компании – наиболее крупный, это четверть всех перевозок ПГК.

По словам Александра Сапронова, аппарат центрального офиса ПГК плотно взаимодействует с Центральной дирекцией управления движением, ежемесячно обсуждая с ее специалистами промежуточные итоги деятельности, а Новосибирский филиал – с Западно-Сибирской железной дорогой. Без теснейшей координации с ОАО «РЖД» работать оператору было бы невозможно. Директор Новосибирского филиала ПГК Евгений Долженко добавил, что многие соглашения филиала и Западно-Сибирской магистрали, показавшие себя продуктивными, транслируются затем на сеть.

– Западно-Сибирский регион – один из немногих, где за восемь месяцев к уровню прошлого года обеспечен рост погрузки по всем операторам – на 3,5%, – отметил Евгений Долженко. – И 92% погрузки нашего филиала – это, конечно же, Кузбасс. Кемеровская область остается самым значимым для нас регионом. Надеемся в перспективе погрузку не только сохранить, но и увеличить.

Исполнительный директор ПГК подтвердил, что рынок железнодорожных перевозок стал жестко конкурентным – а именно это было первоочередной целью приватизации вагонного парка. Если раньше была напряженность в перевозках угля на Дальний Восток, то сегодня она снята.

– Мы ощущаем «разворот» грузопотоков в европейском направлении, – сообщил Александр Сапронов. – Отгрузка угля на Дальний Восток из Кузбасса снизилась на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, перераспределившись на Европу.

– Снижение началось со второго полугодия и продолжается по сей день: июнь, июль, август, – прокомментировал Евгений Долженко. – Я говорю о погрузке угля по Западно-Сибирской железной дороге у всех операторов.

По оценке Евгения Долженко, это связано с тем, что на востоке «рынок угля перенасыщен», и угольщики переориентировались на поставки в западном направлении. Соответственно, выросла погрузка угля для перевозок в порты Мурманска, Усть-Луги и Туапсе.

На вопрос о стоимости вагона Александр Сапронов ответил, что сегодня цена подвижного состава достаточно высока, и его окупаемость выходит за рамки оптимальных сроков. К тому же вагоностроительная промышленность пока выпускает морально устаревшую продукцию, не соответствующую потребностям сегодняшнего дня.

– Однако мы убеждены, что в течение ближайших пяти-семи лет появится вагон нового уровня, – оптимистично заверил топ-менеджер ПГК. – На наш взгляд, грузовой вагон должен быть стотонным, соответствующим лучшим мировым образцам, и мы уже работаем над этим проектом. Сложность в том, как при этом не превысить нормативную нагрузку на ось – 25 тонн – и оставить габариты вагона соответствующими вагоноопрокидывателям, работающим сегодня на промышленных предприятиях. Эти устройства очень дорогие, и переделывать их ради новых вагонов никто не станет.

По его мнению, запуск нового вагона будет выгоден и транспортным компаниям, которые смогут эксплуатировать меньшее количество подвижного состава, и грузовладельцам, поскольку они смогут выиграть на тарифах, и железной дороге, выгоды которой также связаны с возможным сокращением количества вагонов при сохранении объема перевозимых грузов.

Доход от одного полувагона – самого востребованного для грузоперевозок вида подвижного состава – упал за последние несколько лет с 1200 до 600 руб. в день. При этом его обслуживание обходится порядка 300 руб. в день.

Специалисты ПГК отметили, что ищут новые пути повышения конкурентоспособности. В отрасли сейчас происходит то, что уже пережили многие сферы экономики – естественный отбор. Преуспеют те, кто способен эффективно управлять затратами и дать клиентам хороший сервис.

– Сегодня главное действующее лицо на рынке – это грузовладелец, все подчинено его интересам, – заметил Александр Сапронов. – Мы не просто предоставляем вагоны клиентам – мы доставляем рейс. Потому высокое качество сервисного обслуживания является ключевым приоритетом компании. Мы всегда думаем над тем, как снизить финансовую нагрузку на наших клиентов.

В частности, компания старается максимально снизить такой показатель, как порожний пробег вагона. В ПГК принята система суточного планирования: дважды в сутки собирается оперативная информация по всем перегонам на железнодорожном транспорте, отслеживается и анализируется ситуация по всем вагонам.

– Рынок сегодня весьма волативен, – резюмировал исполнительный директор ПГК. – Мы понимаем, что обеспечить прирост стоимости наших услуг практически невозможно, значит нужно экономить издержки. Для этого в компании реализуется 20 целевых программ.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транссиб15.10.2014