Первый поезд с грузом полезных ископаемых из Ирана в Китай отправился в воскресенье, 21 июля, сообщают иранские СМИ. Стартовой точкой стал крупнейший в стране сухой порт Априн, расположенный вблизи Тегерана. Этот терминал находится на стыке широтного и меридионального железнодорожных коридоров Ирана, что делает его важнейшим логистическим центром.
Вдвое быстрее, чем доставка по морю
Состав, груженный полезными ископаемыми, проследует через Туркменистан и Казахстан и прибывает в город Иу (Китай). Путь длиной более 10 тыс. км он преодолевает за две недели – примерно вдвое быстрее, чем заняла бы доставка груза по морю. Ранее из Китая в Иран был отправлен поезд с автозапчастями.
По словам главы железных дорог Ирана (RAI) Миада Салехи, новый маршрут может сыграть важную роль для расширения торговых связей между двумя странами, сделав Иран безопасными воротами для Китая в Европу. Он подчеркнул надежность, безопасность и относительную дешевизну железнодорожных перевозок.
В планах – ежедневные отправки поездов
– На первом этапе с каждой стороны будет отправляться один поезд в неделю. В дальнейшем отправки предполагается сделать ежедневными, – сообщил заместитель руководителя RAI по коммерции и эксплуатации Мортеза Джафари.
Это не первая попытка возобновить железнодорожные грузоперевозки между Китаем и Ираном. В 2016 и 2018 годах уже сообщалось о запуске тестового движения, но дело каждый раз ограничивалось несколькими пробными отправками. Впрочем, полностью сообщение не останавливалось никогда.
Конкуренция грузов на МТК Север – Юг
Как отмечает директор по развитию ГК "Трансазия Логистик", руководитель комитета по логистике ассоциации "Афанасий Никитин" Аркадий Иванов, поезда из Китая в Иран ходят уже давно, хотя широко это и не афишировалось.
– Правда, раньше из Казахстана в Иран они чаще доставлялись морем, а не шли через Туркменистан. То, что сейчас для перевозок между Китаем и Ираном стала использоваться инфраструктура МТК Север – Юг, ставит вопрос о возможной конкуренции грузов на этом маршруте. Сейчас над увеличением грузопотока в коридоре активно работает Россия, также имеется заинтересованность таких стран, как Индия, ОАЭ и Саудовская Аравия, в поставках своих товаров по МТК Север – Юг на рынки РФ и стран Центральной Азии, – пояснил Иванов.
На днях Россия, Иран, Казахстан и Туркменистан подписали дорожную карту по синхронному развитию потенциала восточной ветки МТК Север – Юг. По расчетам казахстанского Минтранса, реализация документа позволит к 2027 году увеличить пропускную способность коридора до 15 млн тонн, а к 2030-му – до 20 млн тонн в год. Замглавы Минэкономразвития РФ Сергей Назаров называл цифры 28-32 млн тонн к 2030 году.
Координация перевозок будет иной
– Потенциально возможно, что пропускной способности восточной ветки не будет хватать, – отмечает начальник отдела международного взаимодействия и логистики АНО "Дирекция международных транспортных коридоров" Наталья Задонская.
Впрочем, вряд ли это случится в ближайшей перспективе, по крайней мере до завершения строительства и ввода в эксплуатацию железной дороги Китай – Киргизия – Узбекистан, – полагает эксперт.
В настоящее время определением приоритетности перевозок по восточной ветке МТК Север – Юг занимается рабочая группа из представителей железнодорожных администраций России, Казахстана и Туркменистана.
– Пока дополнительного регулирующего механизма не требуется. Но в случае увеличения грузопотока и расширения географии стран-пользователей этого маршрута вероятнее всего такая координация потребуется", – говорит Наталья Задонская.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 24.07.2024 |