26-01-15 / 2015
Новости отрасли
Возможности по нарастающей

Усиление грузоотправителями производственных мощностей стимулирует расширение портфеля транспортных услуг

Игорь Хахулин, начальник Куйбышевского ТЦФТО

В течение 2014 года Куйбышевская железная дорога в числе ещё четырёх магистралей сохраняла стабильно высокий уровень погрузки. По итогам 2014 года по дороге она составила 72,8 млн тонн, что выше уровня 2013 года на 1,3%, или на 901,1 тыс. тонн. Реализация мер по повышению уровня клиентоориентированности и совершенствованию портфеля транспортных услуг позволила выстроить партнёрские отношения с 98-ю новыми клиентами, а также привлечь с альтернативных видов транспорта 65 грузоотправителей и погрузить дополнительно свыше 68 тыс. тонн.

– Игорь Владимирович, насколько результативным был прошедший год относительно погрузки ключевых для Куйбышевской номенклатур грузов?

– Доля погрузки по номенклатуре «нефть и нефтепродукты» составила в 2014 году 62,1%. Прирост погрузки по отношению к 2013 году составил 5%, или 2,1 млн тонн. Увеличение погрузки цемента к уровню прошлого года составило 10,2%, или 228,5 тыс. тонн. Рост по данной номенклатуре связан с началом деятельности нового предприятия в Пензенской области – ООО «Азия-Цемент».

Высокий урожай зерновых в регионе дороги позволил увеличить погрузку к 2013 году на 47,3%, или 276,5 тыс. тонн. Относительно прошлого года также выросли отгрузки по номенклатурам: грузы в контейнерах на 14,5%, или на 149,1 тыс. тонн, жмыхи на 44,4%, или на 108,7 тыс. тонн, химикаты и сода выросли на 2%, или на 98 тыс. тонн.

– Регионы на территории обслуживания Куйбышевской магистрали уже определили для себя потенциальные точки роста?

– В большинстве регионов на ближайшие годы запланирована дальнейшая реализация стратегически значимых инвестиционных проектов. Это позволяет нам более чётко прогнозировать, распределять собственные ресурсы и предлагать различные логистические услуги, чтобы в полной мере использовать открывающиеся перед железнодорожным транспортом возможности. Например, развитие Самарской области связано с развитием ОЭЗ в Ставропольском районе, технопарка в сфере высоких технологий в Тольятти, а также подготовкой инфраструктуры и строительством объектов к ЧМ по футболу в 2018 году. Аналогичная ситуация складывается и в Республике Мордовия, где она также связана с возведением стадиона в Саранске.

По прогнозу развития промышленного производства, предоставленному Управлением промышленности и энергетики Пензенской области, в 2015 году ожидаемый объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в данном регионе составит около 165 млрд руб., или 109,3% к 2014 году.

В качестве приоритетного инвестиционного проекта в Республике Башкортостан рассматривается строительство завода ООО «Кроношпан Башкортостан», ориентированного на производство ДСП, ламинированных древесностружечных плит и лесозаготовку. По сведениям Государственного комитета РБ по транспорту и дорожному хозяйству завершение первой очереди комплекса и начало отгрузки планируется уже в этом году.

– Какие инвестпроекты грузоотправителей позволят Куйбышевской рассчитывать на положительную динамику погрузки в среднесрочной и долгосрочной перспективах?

– Наращивают промышленный потенциал крупные компании нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплексов. В частности, в Самарской области ряд крупных проектов реализует ОАО «НК Роснефть», чтобы после модернизации производства увеличить глубину переработки и наладить производство высокооктановых бензинов и топлива улучшенного качества. 

В настоящее время завершается процесс перехода в собственность ОАО «НК Роснефть» предприятий группы компаний «САНОРС». Консолидация акционерного капитала в руках одного собственника будет способствовать ускоренному развитию предприятий САНОРС в сторону более высоких пределов. На период с 2015 - 2020 годы в Новокуйбышевске запланирован крупный проект по созданию крупнотоннажного полимерного комплекса, ориентированного на развитие всей химической промышленности. 

В Республике Башкортостан ОАО «АНК «Башнефть» планирует строительство третьей коксовой установки. На ОАО «Газпром нефтехим Салават» реализуется ряд проектов: в рамках программы модернизации мощность перерабатывающего комплекса планируется увеличить до 10 млн тонн сырья в год. Помимо этого, с 2016 по 2018 годы здесь запланирована реализация проекта по созданию Центра газовой химии, основой которого станет установка пиролиза мощностью 1 млн тонн в год. Кроме того, ОАО «Газпром нефтехим Салават» рассматривает возможность развития малотоннажной химии в рамках технопарка.

Серьёзные прогнозы позволяет делать динамичное развитие Камского производственного кластера в Республике Татарстан. Новое производство по выпуску аммиака, метанола и гранулированного карбамида ООО «Аммоний» строится на площадке, прилегающей к территории действующего производства аммиачной селитры ООО «Менделеевсказот». Планируется, что комплекс будет ежегодно выпускать более 2 тыс. тонн аммиака в сутки либо 1,4 тыс. тонн аммиака и до 680 тонн метанола. Самое главное, что после выхода на проектную мощность – в IV квартале текущего года – по железной дороге планируется перевозить порядка 50-60% общего объёма производства.

На предновогодней пресс-конференции генеральный директор ОАО «Татнефть» Н.У. Маганов высказался об увеличении инвестиций в развитие компании, в том числе о намерении в 2015 году начала строительства второй очереди комплекса нефтепереработки и нефтехимии ОАО «ТАНЕКО».

ООО «Самаратранснефть-Терминал», входящий в Группу Компаний «ПетРоНефть», в посёлке Николаевка Волжского района Самарской области реализует проект по строительству нефтеперерабатывающего завода мощностью 1,5 млн тонн нефтепродуктов в год. Предполагаемый объём отгрузки в 2015 - 2016 годах составит около 250 тыс. тонн, с увеличением к 2017 году до 1,5 млн тонн. Причём, если поставка сырья будет осуществляться трубопроводным и автомобильным транспортом, то перевозки нефтегрузов – исключительно железнодорожным.

Однако не только от нефти и продуктов её переработки будет зависеть погрузка на Куйбышевской железной дороге. В этом году должно завершиться строительство нового завода ОАО «Жигулёвские стройматериалы» по производству не только цемента, но флюсовых присадок для металлургии, кирпича и строительного балласта.

В Республике Башкортостан ОАО «Белсталь» планирует создать новый металлургический комплекс с собственной сырьевой базой. Предполагается, что предприятие ОАО «Белсталь», которое разместится вблизи поселка Тукан, будет выпускать 550-600 тыс. тонн литейного чугуна в год.

На ОАО «Ашинский металлургический комбинат» в июне прошлого года запущен новый толстолистовой стан, а второй этап реконструкции при благоприятной экономической обстановке планируется в 2015 - 2016 годах.

В Ульяновской области к 2016 году должны завершиться два крупных инвестиционных проекта. На ООО «Ташлинский ГОК» закончится строительство фабрики по измельчению и классификации щебня с планируемым объёмом перевозок 480-500 тыс. тонн в год, а на ООО «Лукьяновский ГОК» – горно-обогатительного комбината и завода по производству сухих смесей.

– В основном, это проекты крупных грузоотправителей, с которыми у Куйбышевской дороги сложились тесные партнёрские отношения. А какие прогнозы дают компании, сравнительно недавно вошедшие в число клиентов дороги?

– Линейные агентства фирменного транспортного обслуживания ориентированы не только на сохранение, но и на расширение клиентской базы. В прошлом году услугами железнодорожного транспорта воспользовались 98 новых грузоот -правителей. Среди них: ООО «Пасифик Лоджистик» – станция отправления Ульяновск-3, где проводится погрузка легковых автомобилей на Дальневосточную железную дорогу, и ООО «Метмикс», отправляющий лом чёрных металлов со станции  Пенза-2, основная часть отгрузок идёт на Приволжскую железную дорогу.

– Вы уже отмечали важность расширения функционала существующих и разработку новых транспортных продуктов. На чём будет сконцентрировано внимание в 2015 году?

– На магистрали продолжает совершенствоваться портфель транспортных услуг, что открывает перед клиентами дополнительные возможности, а перед железной дорогой – перспективы укрепления позиций на рынке перевозок. Куйбышевским ТЦФТО для реализации принципа «одного окна» при взаимодействии с филиалом ОАО «РЖД-Логистика» и филиала ПАО «ТрансКонтейнер» в Самаре проводится работа по оказанию клиентам комплексной услуги, в том числе при перевозке грузов повагонными отправками. Также в линейных агентствах Куйбышевского ТЦФТО совместно с представителями ОАО «РЖД-Логистика» организована перевозка грузов по проекту «РЖД-Экспресс», которая нацелена на привлечение клиентов, осуществляющих перевозки мелких партий грузов.

Ограничиваться существующим набором транспортных услуг на Куйбышевской дороге не собираются, и в 2015 году планируется его расширить. На состоявшемся в декабре прошлого года совещании с представителями Дирекции по управлению терминально-складским комплексом было принято решение о начале совместной работы в рамках единого договора. Дело в том, что предоставление услуг на условиях данного договора позволит создать ещё одну логистическую цепочку в обслуживании клиентов, используя потенциал только ОАО «РЖД», а также не допустит увеличение транспортной составляющей в конечной цене продукции предприятий.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Куйбышевский железнодорожник26.01.2015