31-07-15 / 2015
Новости отрасли
Ворота в Крым

Проект мостового перехода строители не называют это просто мостом из Краснодарского края в Крым рассматривается сейчас в Главгосэкспертизе. Там уже утвержден подход к переправе со стороны Краснодарского края. Задача – сделать мост и автомобильным, и железнодорожным. Кроме того, он не должен препятствовать прохождению судов по самому Керченскому проливу. Как справились с задачей проектировщики, что в результате будет построено, особенности и проблемы этого масштабного проекта – все это выяснял наш обозреватель Александр ФРОЛОВ.

Уже летом 2019 года из Краснодарского края на полуостров можно будет добраться напрямую.

Пятилетку за три года

Техническое движение между Краснодарским краем и Крымом в соответствии с проектом должно начаться в середине декабря 2018 года, а полностью переправа начнет работу к лету 2019 года – такие сроки изначально были поставлены заказчиком – государством.

Основная проблема, которая стояла перед разработчиками проекта, – это природные препоны и историко-культурные объекты, которые расположены в зоне строительства будущего моста. Как отмечают в Росавтодоре, вариант прохождения трассы именно через Тузлинский створ позволяет максимально обойти зоны активности грязевых вулканов, тектонической активности, оставить в стороне крепость Керчь и другие исторические памятники.

Переход через Керченский пролив не совсем правильно называть мостом. На самом деле это несколько сооружений, которые в недалеком будущем станут составными частями федеральной автомобильной трассы и российской железнодорожной инфраструктуры. Дорога берет начало на Таманском полуострове, проходит по существующей 5-километровой дамбе и выходит на остров Тузла. Затем пересекает Керченский пролив, огибая с севера мыс Ак-Бурун.

"Зеленый свет" для судоходства

По замыслу проектировщиков, морские суда будут проходить под будущим мостом (или, как мы уже определили, мостами) через арочные пролеты. Предусмотрена довольно большая ширина в 227 м, а надводный габарит составит 35 м. Такие параметры были предложены теми компаниями, которые в данный момент эксплуатируют фарватер.

"Азовское море является достаточно мелководным, – говорит замруководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Костин. – Например, порты Таганрог и Ейск принимают суда с максимальной осадкой до 4,7 м. В подавляющем большинстве высотный габарит не превышает 20 м. В целом единая глубоководная система России выдерживает минимальный стандарт подмостового габарита, с учетом которого строятся как мосты, так и суда. Габарит Керченского моста значительно выше этого стандарта".

Короче – не значит дешевле

Нужно сказать, что вариантов переправы рассматривалось несколько. Причем тот, что был окончательно принят в разработку, далеко не самый короткий. Наиболее вероятным вариантом, кроме Тузлинского створа, был Жуковский.

Так, по расчетам специалистов из Росавтодора, длина моста в Жуковском створе – от косы Чушка на Таманском полуострове до поселка Жуковка на полуострове Крым – составила бы около 6,6 км. Но на практике выходит, что ширина косы Чушка на возможной трассе перехода – от 100 до 150 м, из которых примерно 100 м занимают существующие автомобильная и железная дороги. Строительство парализовало бы работу портов Кавказ и Крым.

Казалось бы, чем короче, тем быстрее и проще, а главное – дешевле. Однако не все так просто: потенциал у Жуковского створа тоже небольшой – ширина не позволяет. Имеющиеся железную и автомобильные дороги пришлось бы в срочном порядке реконструировать, ибо сейчас их пропускная способность не соответствует требованиям, которые применимы к Керченской переправе.

При этом в Росавтодоре поясняют, что речь идет о перестройке 42,4 км автомобильных переходов и 42,5 км железнодорожных только на Таманском полуострове. В Крыму бы пришлось строить объездные дороги – 39 и 31 км соответственно.

В итоге выбран был тузлинский вариант – здесь уже создана необходимая транспортная инфраструктура со стороны Таманского полуострова, а в Крыму проект предусматривает строительство всего 8 км автомобильных дорог и 17,8 – железнодорожных.

Подход со стороны Кубани

Пока ожидается ответ от Главгосэкспертизы о проекте самой переправы, пришло одобрение 40-километровой подъездной дороги к ней, которая должна проходить по территории Краснодарского края.

В соответствии с документацией дорога берет свое начало в районе существующей автомобильной дороги М25 Новороссийск – Керченский пролив и заканчивается в районе косы Тузла – собственно, там, где сейчас готовятся к возведению временного городка для мостостроителей. Ширина пути, предусмотренная проектом, – 3,75 м. Предусматривается оснащение проезжей части освещением, информационными табло, автоматизированной системой управления дорожным движением, шумозащитными экранами, автоматическими пунктами весового контроля и площадками отдыха.

Сложность проекта заключалась в том, что трасса пролегает в условиях плотного расположения памятников археологического наследия, плодоносных виноградников, неровной рельефной местности и неоднократно пересекает инженерные коммуникации. Главгосэкспертиза установила, что документацией предусмотрено максимально рациональное использование данных факторов местности. В проекте отдельно прописаны мероприятия по сохранению 43 объектов культурно-исторического наследия, в том числе девяти курганов.

Стройка века

По проекту переправа должна быть начата одновременно по всему фронту строительства: предположительно его разделят на шесть участков. Сократить срок изготовления и монтажа конструкций позволит укрупненная сборка элементов перехода непосредственно на стройплощадках. Продуманы и пути, по которым будут доставляться материалы на таманский и керченский берега из разных регионов страны. Мост оборудуют инженерными коммуникациями, которые обеспечат его безопасность и бесперебойное функционирование. Это автоматизированная система управления дорожным движением, освещение, связь, а также комплекс по сбору, очистке и отводу дорожных поверхностных стоков.

Не дожидаясь одобрения проекта Главгосэкспертизой, в районе строительства моста уже с начала весны ведут активные подготовительные работы. Прежде всего здесь необходимо возвести городок для строителей, а для этого нужно провести все археологические работы. Кроме того, на обоих берегах активно работают… саперы. Дело в том, что во время Великой Отечественной войны обе стороны Керченского пролива были зоной активных боевых действий.

В настоящий момент обследовано около 176 га земли и акватории. И на проверенной саперами и археологами земле уже ведется строительство временных подъездных дорог, а также смонтированы шесть общежитий на 1,8 тыс. рабочих, столовые и здание штаба будущего строительства. Правда, выполнена меньшая часть работ: специалистам еще предстоит проверить по проекту менее 400 га земли и акватории – это территория, где, собственно, непосредственно будет возводиться мост через Керченский пролив. По данным подрядчиков, в общей сложности на объекте работают около 400 рабочих и инженеров, задействовано более 80 единиц техники.

Дамба на Тузле

5-километровая дамба на Таманском полуострове появилась в 2003 году. Строительство было начато по инициативе властей Краснодарского края, считается, что она не должна была позволить размыть таманскую прибрежную полосу. Из-за начавшегося тогда между Россией и Украиной конфликта о принадлежности острова Тузла строительство было остановлено – до границы с Украиной оставалось 102 м. Сейчас же эту дамбу предлагается достроить.

Проект Керченского мостаВ составе переправы будет два мостовых сооружения: одно через пролив от косы

Тузла до острова длиной 1,4 км, а второе, собственно, через сам Керченский пролив длиной 6,1 км.

Общая длина транспортного перехода через Керченский пролив будет составлять 19 км. Автомобили должны двигаться по четырем полосам, поезда – по двум основным путям. По расчетам, в сутки переправа будет пропускать до 40000 автомобилей и 47 поездов. Максимальная скорость для легковых автомобилей 120 км/ч, для грузовых – 80 км/ч.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок31.07.2015