27-09-18 / 2018
Новости отрасли
Вопрос создания логистического оператора МТК "Север-Юг" будет проработан к зиме

Минтранс, Минэкономразвития и ОАО "Российские железные дороги", а также заинтересованные федеральные органы власти и организации к 1 декабря подготовят детальный план действий по реализации проекта международного транспортного коридора (МТК) "Север-Юг".

Соответствующее поручение президент РФ Владимир Путин дал по итогам официального визита в РФ его азербайджанского коллеги Ильхама Алиева (1 сентября в Сочи). "Интерфакс" ознакомился с соответствующим документом. Контроль поручения от 2 сентября возложен на Минэкономразвития.

В частности, план будет предусматривать совместную работу с азербайджанскими партнерами по строительству части железнодорожной линии Решт (Иран) - Астара (на ирано-азербайджанской границе), а также мероприятия по развитию электронного документооборота, включая оформление транспортных и таможенных документов, применение электронных пломб и иных технологий при грузовых перевозках.

Также предполагается проработать вопрос о создании единого логистического оператора, который будет предоставлять комплексную услугу по перевозке транзитных грузов по маршруту Россия-Азербайджан-Иран-Индия с участием этих стран.

Весной первый замглавы ОАО "Российские железные дороги" Александр Мишарин уже заявлял, что монополия считает целесообразным создать логистического оператора для развития перевозок в рамках коридора "Север-Юг". "Это важное направление. Мы видим потенциал это коридора - 10-15 млн TEU, а в будущем - и 20 млн. Все зависит от слаженной работы участников этого рынка. Это и Индия - транспортные компании вместе с организацией транзита Мумбаи - Бендер-Аббас, безусловно, наши иранские коллеги, Азербайджан, Казахстан. Здесь у нас хорошая перспектива", - говорил он.

"Нам нужно создать единого оператора. В прошлом году установили единые ставки, сегодня понятно, сколько стоит перевозка контейнера. Но этого недостаточно на маршруте", - отмечал топ-менеджер. "Мы сейчас обсуждаем варианты создания такого оператора. Об этом говорилось во время межправительственной комиссии Россия-Иран (состоялась в марте - ИФ). И эти переговоры мы сегодня ведем как с нашими иранскими, так и с азербайджанскими коллегами", - пояснял А.Мишарин.

"Ставка - это важная часть, но далеко не единственная для организации таких перевозок. Это же комплексная услуга. Это предоставление инфраструктуры и взаимодействие, предоставление вагонов, контейнеров. Целый блок вопросов. И, кроме этого, еще важная часть - проведение маркетинговой политики, ознакомление потенциальных грузоотправителей, прежде всего в Индии, Европе, в том числе Северной, да и в России, Иране и Азербайджане", - подчеркивал первый замглавы РЖД.

"Пример ОТЛК (АО "Объединенная транспортная логистическая компания", развивает транзит между КНР и Европой через Белоруссию, РФ и Казахстан - ИФ) показывает, что как только такая компания была создана и смогла связать все цепочки, у нас сразу появился положительный результат. Мы имеем прирост контейнерных перевозок ежегодно", - отмечал топ-менеджер.

При этом он не стал ограничивать круг потенциальных участников оператора. "Потому что у нас коридор "Север-Юг" включает не только этих трех (РФ, Азербайджан и Иран - ИФ). (Еще есть - ИФ) Индия. Но не только", - говорил А.Мишарин. В то же время, о наполнении новой организации активами первый замглавы РЖД говорить тогда не стал.

Значительная часть МТК "Север-Юг" проходит по территории РФ, отмечается на сайте "Российских железных дорог". Сухопутная его часть (около 3 тыс. км) проходит от границы с Финляндией до Каспийского моря, с него также имеются выходы на страны балтийского региона, Украину, Белоруссию, а через них - на железные дороги Восточной и Западной Европы. "Стержневое" ж/д направление - Бусловская (Ленинградская обл.) - Санкт-Петербург - Москва - Рязань - Кочетовка (Тамбовская обл.) - Ртищево (Саратовская обл.) - Саратов - Волгоград - Астрахань.

В качестве основных преимуществ коридора (в том числе - перед морским маршрутом через Суэцкий канал) называются как минимум двукратное сокращение расстояния и уменьшение стоимости перевозок (например, контейнеров из Германии и Финляндии в Индию). Южная часть коридора обеспечивает выход на ряд направлений, в том числе обеспечивает прямое железнодорожное сообщение с Ираном через Казахстан, Узбекистан и Туркмению с Ираном, либо через Азербайджан с выходом через пограничную станцию Астара или через Азербайджан и Армению с выходом на Джульфу.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс27.09.2018