02-06-11 / 2011
Новости отрасли
Вопрос совместимости пространств 1520 и 1435 перемещается из политической в технологическую плоскость

Интересы грузовладельцев и потребителей требуют упразднения административных барьеров между Европой и Азией. Пленарная дискуссия на шестом бизнес-форуме «Стратегическое партнёрство 1520», который проходит в Сочи, показала, что железнодорожники различных стран уже готовы рассматривать пространство от Европы до Китая как единое. Но для этого требуется решить вопросы технологического характера.

Как заявил президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин, тема развития транспортных коридоров стала не просто актуальной, а технологически необходимой.

"Сегодня впервые в Международном союзе железных дорог и в органах управления в области транспорта Европейского союза серьезно обсуждают необходимость не просто сотрудничества, а геоинтеграционных подходов с точки зрения развития единых стандартов, - говорит Владимир Якунин. - Стандарты могли бы использоваться и в европейской системе, и в российской. Это свидетельствует, что из области политической интеграции мы перешли в плоскость практической интеграции".

На прямой вопрос Владимира Якунина, какие главные проблемы есть во взаимодействии пространств 1520 и 1435, и российские, и иностранные бизнесмены ответили, что это скорее не политические, а технологические вопросы.

Сейчас несоответствие стандартов серьезно сдерживает развитие перевозок. Как пояснил президент Латвийской железной дороги Угис Магонис, чье предприятие находится на стыке двух пространств, существуют проблемы даже в документообороте. Однако латвийский опыт в этой сфере, когда страна находится в "пространстве 1520", а работает по законам ЕС, может вполне пригодиться при решении проблем интеграции.

Как полагает заместитель министра транспорта Андрей Недосеков, решающим моментом в интеграции двух пространств является техническое перевооружение российского транспортного машиностроения, приход в него западных инвесторов с новыми технологиями и обмен опытом.

"Я считаю, что у нас есть успешные примеры такого сотрудничества, в частности с компанией "Сименс", - замечает Андрей Недосеков. - Запуск поездов "Сапсан" показал, что мы вполне можем оперативно решать вопросы совмещения технологий".

Кроме того, в экспериментальном режиме уже проведено несколько поездов из Китая по единой транспортной накладной ЦИМ-СМГС, что говорит о том, что началась работа и по объединению законодательной базы. Государство, по словам замминистра, должно создать условия, когда инвесторам будет интересно приносить в Россию новые технологии, и субсидии на инвестпрограмму РЖД, которые предоставляет бюджет, в частности, направлены на закупку новой техники.

Создание Таможенного союза и объединение двух пространств от Европы до Тихого океана неизбежно создаст дополнительную нагрузку на инфраструктуру и подвижной состав.

"Нам необходимо повышать наш уровень технологической совместимости, мы должны снижать время транспортировки грузов, использовать более длинные поезда, решать вопрос безопасности, поэтому технологических проблем в плане несостыковок еще достаточно", - говорит генеральный директор Международного союза железных дорог Жан-Пьер Лубину.

Пропускную способность могли бы повысить новые вагоны с осевой нагрузкой 25 тонн. Но здесь пока не все благополучно.

Как признал генеральный директор "Уралвагонзавода" Олег Сиенко, продукция его предприятия пока не соответствует требованиям рынка, поскольку выпускает лишь модернизированные вагоны старых моделей. "Но перед нами стоят новые задачи, и мы кардинально пересмотрим свой подход к производству подвижного состава, - уверяет Олег Сиенко. - В прошлом году мы купили во Франции компанию, которая как раз является одним из лидеров по вопросам совмещения французской и испанской колеи железных дорог, и с помощью ее технологий хотим решить проблему совмещения российского и европейского пространства".

РЖД, со своей стороны, проблемы с привлечением иностранных инвестиций решают уже давно и более успешно. В частности, на прошлом форуме было подписано контрактов на несколько десятков миллиардов рублей. И вчера в Сочи заключено несколько контрактов на поставку железнодорожной техники и меморандумов о намерениях в научнотехническом сотрудничестве.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок02.06.11Границы отступают
Российская газета02.06.11На две колеи