17-06-24 / 2024
Новости отрасли
Вопрос ребром

Избыточный парк вагонов на сети не мешает некоторым операторам и собственникам вагонов выходить с предложением о продлении сроков их эксплуатации после окончания срока службы, установленного производителем.

Как рассказал "Гудку" исполнительный директор Союза "Объединение вагоностроителей" (ОВС) Евгений Семенов, процедура продления назначенного срока службы стала в свое время вынужденной мерой – в связи со сложившимся дефицитом грузовых вагонов в 2006 году и критическим состоянием отрасли вагоностроения.

Точечная настройка

В ситуации с избытком парка, а также загруженности и социальной значимости выполнения контрактных обязательств заводами – изготовителями вагонов изменение действующего подхода к вопросу продления срока службы вагонов целесообразно только в отношении узкоспециализированного подвижного состава, выбытие которого из эксплуатации по причине истечения срока службы может привести к дефициту этих вагонов в парке, сообщили в ОАО "РЖД".

"Наиболее востребованными сегментами являются перевозки зерна, удобрений, а также контейнерных грузов. Именно в этих сегментах в ближайшие годы можно ожидать принятия дополнительных мер для обеспечения грузоотправителей подвижным составом", – говорит директор по грузовому транспорту и логистике Центра экономики инфраструктуры Игорь Смирнов.

В ПАО "ТрансКонтейнер" считают, что опция продления срока службы подвижного состава должна быть доступна для собственников.

Представитель АО "Национальная транспортная компания" разделяет эту точку зрения: "При массовом списании возникает дефицит подвижного состава, стоимость вагонов в такие периоды резко возрастает. А финансовая нагрузка перекладывается на грузоотправителя и грузополучателя. Как следствие, разгоняется инфляция". В то же время эксперт подчеркивает, что срок продления стоит определять исходя из двух факторов: востребованности вагона и его соответствия требованиям безопасности.

Срок годности истек

Другие представители рынка считают неприемлемым эксплуатацию вагонов после окончания сроков службы.

По словам заместителя председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Дениса Семенкина, сейчас огромное количество компаний вложилось в новый парк и по отношению к ним неправильно будет отменять запрет на продление. "Тех, кто вложился, купил новые вагоны, взял лизинг, кредит, обеспечивал загрузку вагоностроительных заводов, поставят в неравные условия с теми, кто будет использовать, продлять до последнего старый парк", – считает он.

Евгений Семенов предположил, что отмена действующего запрета приведет к дальнейшему увеличению парка и критической нагрузке на железнодорожную инфраструктуру, что существенно снизит эффективность перевозочного процесса.

"Не исключено, что оборот вагонов будет еще выше, а скорость доставки грузов будет снижаться. Последует ли за этим снижение цен на вагоны – уверенности нет", – рассуждает заместитель начальника Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Кирилл Никода.

В ОВС уверены, что списанию должны подлежать вагоны, обладающие не только низкими техническими характеристиками, но и не соответствующие современным требованиям безопасности. Кроме того, с учетом работы, проведенной вагоностроителями и государством, по мнению Евгения Семенова, в дальнейшем необходимо сокращать перечень исключений, допустимых к продлению согласно Правилам технической эксплуатации железных дорог РФ. "Нами в полной мере освоено производство изотермического подвижного состава, и есть значительные компетенции по производству узкоспециализированных вагонов-цистерн", – добавил он.

Понимая системные риски от возврата к продлению срока службы, Минпромторг, Минтранс и Минэнерго России, вагоностроительные предприятия, а также операторское сообщество в лице СРО "Союз операторов железнодорожного транспорта" и владелец инфраструктуры ОАО "РЖД" выступают против продления срока службы грузовых вагонов и считают целесообразным сосредоточиться на формировании решений, направленных на оптимизацию работы железнодорожной сети, что повлечет за собой снижение времени оборачиваемости вагона и высвобождение резервов.

 

Источник Дата Наименование материала

Гудок

17.06.2024