08-10-15 / 2015
Новости отрасли
Вопрос о разделе РЖД отложили до 2016 года

Правительство России перенесло сроки разработки проекта целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок, которую вице-премьер Аркадий Дворкович ранее поручал подготовить до 1 октября. Об этом "Ленте.ру" сообщили в Минэкономразвития (МЭР), участвующем в подготовке документа.

"Срок был перенесен на первый квартал 2016 года", - заявила представитель ведомства. И добавила, что МЭР направило Дворковичу письмо "с общим описанием планируемых изменений в целевую модель рынка". "Документ будет доработан после снятия максимального количества разногласий, сейчас ведутся обсуждения", - отметила собеседница.

Ранее 7 октября директор департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности МЭР Ярослав Мандронсообщил о предложении Минэкономразвития в рамках новой целевой модели разделить РЖД на две составляющие - инфраструктурную и локомотивную. При этом замглавы МЭР пояснил, что речи о выделении локомотивного бизнеса из "Российских железных дорог" не идет.

"Локомотивы останутся у РЖД как у общесетевого перевозчика. В дальнейшем возможны лишь вариации с допуском частников на отдельные маршруты при условии, что они полностью возьмут на себя их обслуживание, а не будут "выдергивать" доходные маршруты", - приводит его слова пресс-служба министерства.

Однако в пресс-релизе от 11 сентября говорится именно о создании отдельной "дочки" РЖД: "планируется сохранить статус единственного общесетевого перевозчика в рамках холдинга ОАО "РЖД", при этом допустив балансовое обособление активов локомотивного хозяйства в отдельное дочернее общество". В Минтрансе "Ленте.ру" сообщили, что соответствующие предложения МЭР не поступали.

В сентябре некоммерческое партнерство "Совет операторов железнодорожного транспорта" (СОЖТ) обратилось к Дворковичу с предложением сдвинуть сроки разработки целевой модели на первый квартал 2016 года. Эксперт СОЖТ Игорь Лебедь рассказал "Ленте.ру", что положения проекта модели обсуждаются сообществом операторов грузовых вагонов на нескольких площадках, в том числе в Минэкономразвития и Минтрансе. Просьбу о переносе сроков он объяснил необходимостью детального анализа мероприятий структурной реформы на железнодорожном транспорте, заканчивающейся в 2015 году. По словам Лебедя, прежде всего нужно определить степень выполнения целей реформы.

Отметим, что передача РЖД грузового подвижного состава частным операторским компаниям, согласно принятой в 2010 году пятилетней модели рынка, лишь отчасти позволила решить поставленные задачи. Дефицит грузового подвижного состава сменился в итоге профицитом (составляет по разным оценкам от 70 тысяч до 200 тысяч вагонов), что привело к катастрофическому падению арендных ставок в 2015 году и поставило этот бизнес на грань рентабельности. Весной 2015-го некоторые операторы (Globaltrans, ФГК, ПГК, "Нефтетранссервис") выступали за то, чтобы отдать грузовые вагоны назад в ведение РЖД. С августа под управлением "Российских железных дорог" находится часть парка ее дочерней компании - ФГК. По другим операторам решение не принято. При этом частных локальных перевозчиков с локомотивами, которыми в настоящее время по-прежнему владеет РЖД, так и не появилось.

 

ИсточникДатаНаименование материала
ADVIS.ru08.10.2015