10-11-22 / 2022
Новости отрасли
Вопрос номера

Вступил в силу введенный ЕС запрет на поставки российского угля. Только в августе объемы поставок в Европу упали на 77%. А объемы добычи, по прогнозам, могут сократиться по итогам года на 17%. Угольщики просят вернуть скидки по железнодорожному тарифу для экспортных направлений. Стоит ли их предоставлять? И насколько сегодня рентабельны экспортные перевозки угля?

Андрей Белоусов, первый заместитель председателя правительства РФ – Благодаря дешевым энергоресурсам мы, в частности, довольно спокойно смогли пройти те кризисы, которые есть. Компании вынуждены экспортировать уголь с дисконтом 50-60%, то есть продавать его примерно в 2 раза дешевле рыночных цен. И ничего, оказывается, что это рентабельно и вполне допустимо. То же самое касается и минеральных удобрений, известны дисконты на нефть, которые достигали $20-30 за баррель, и т. д.

Сергей Мочальников, заместитель министра энергетики РФ – Помимо того, что необходимо соблюдать сроки по расширению провозных мощностей, важно иметь стабильный фискальный режим. Нам нужно четко понимать предсказуемость, прозрачность железнодорожного тарифа, стоимость перевалки в портах и стоимость фрахта. Российский уголь востребован, и рынок имеет большие перспективы. Скорее всего, в 2023 году мы, конечно, не достигнем тех параметров, которые были в 2022-м. С 2024 года и на следующие 5 лет мы будем стабильно прирастать. Спрос на уголь превышает наши возможности по доставке высококачественного угля потребителям во всем мире.

Алексей Шило, заместитель генерального директора ОАО "РЖД" – начальник ЦФТО – Нормативно-правовая база позволяет предоставить на тех расстояниях, которые угольщикам интересны (4,5 тыс. км), скидку 12,8%. Если перевести это в доллары, как любят считать угольные компании, а потом в рубли, то мы понимаем, что речь идет о 170-180 руб. за тонну. Если посмотреть, как сегодня меняется цена с учетом дисконта (FOB Северо-Запад $105-113 за тонну), то наши $3 – в пределах колебания курса валют. Они не решают никакую задачу. Скидка может давать эффект только в совокупности с такими же позитивными изменениями по всей транспортной цепочке: во фрахте, ставке на перевалку. В одиночку поддерживать угольщиков, по нашему мнению, бессмысленное занятие. Мы и эффекта не получим, и им не поможем.

Представитель компании-грузовладельца – В условиях и так непростого санкционного давления ОАО "РЖД" отдает предпочтение, как нам кажется, казахстанскому транзиту. Казахстанский уголь занимает нишу российского угля, тем самым безвозвратно лишая Россию перспектив сохранения за собой этих объемов. Все на сети меняется в худшую сторону. На сегодня на рынке перевозок угля движение осложнено большим количеством брошенных поездов, особенно на Дальнем Востоке. Изменился срок оборота вагона, а предъявление грузов уменьшилось.

Игорь Куротченко, руководитель департамента стратегии и аналитики СУЭК – Укрепление рубля привело к тому, что нетбэки (цена реализации за вычетом стоимости доставки до покупателя. – Прим. авт.) уже по многим направлениям стали отрицательными. Более того, если будет допущено дальнейшее укрепление рубля, то экспорт угля станет нерентабельным. По нашим оценкам, только на Северо-Западе угольные компании стали переплачивать на логистике 10 млрд руб. в месяц. Рост железнодорожных тарифов и фрахта, тяжелая политическая обстановка привели к тому, что сократились отгрузки угля на Мурманск, Усть-Лугу, Высоцк, сухопутные погранпереходы. Чтобы сохранить объемы поставок угля, необходимо либо вернуть понижающий коэффициент 0,4 на дальность перевозки, либо предусмотреть скидки в рамках тарифного коридора РЖД на порты СевероЗапада в объеме 12,8%. В противном случае при дальнейшем снижении цен на уголь на FOB Балтика отгрузка в данном направлении будет прекращаться. Для того чтобы мы избежали падения, нужно или разрешить проезд на восток, что в текущей ситуации крайне сложно сделать, или хотя бы поддержать тарифным условием перевозку на запад. Тем самым мы сможем нивелировать потери.

Сергей Гришунин, управляющий директор рейтинговой службы Национального рейтингового агентства – Уголь в Европе остается довольно дорогим даже после некоторой стабилизации цен из-за снижения газовых котировок в сентябре. Сейчас энергетический уголь в СевероЗападной Европе стоит около $300 за тонну, а цены в портах ЮАР на наиболее ходовые марки находятся на уровне $255 за тонну, тогда как российский уголь продается в Китае с дисконтом в 40% – $130 за тонну. Отказ от российского угля обойдется ЕС в $8,5 млрд в год.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер10.11.2022