29-12-22 / 2022
Новости отрасли
Вопрос номера

ОАО "РЖД" предлагает увеличить тариф на перевозку порожних полувагонов со станций ДВЖД на 51% с целью стимулирования вывоза контейнеров в западном направлении. Насколько данное предложение действительно даст стимул для вывоза контейнеров на запад? Как изменится движение на сети РЖД? Не возникнет ли еще больше инфраструктурных проблем на Восточном полигоне?

Пресс-служба ОАО "РЖД" – Это вынужденная мера, она направлена на повышение экономической заинтересованности собственников полувагонов в предоставлении подвижного состава под перевозки контейнеров с Дальнего Востока и сокращение порожнего пробега. Мера должна способствовать повышению доли обратной загрузки полувагонов за счет привлечения контейнеров в условиях дисбаланса грузовой базы по направлениям запад – восток и восток – запад.

Представитель СОЖТ – На наш взгляд, данное предложение ни экономически, ни методологически, ни в отношении величины такого повышения не является обоснованным. Объем доступной грузовой базы из портов Дальнего Востока несопоставим с объемом образования порожних полувагонов после выгрузки грузов в экспортном направлении. 90% полувагонов неизбежно будут возвращаться в порожнем состоянии по повышенным на 51% тарифам. Оценочно дополнительные доходы ОАО "РЖД" от реализации таких предложений составят 23-25 млрд руб. тарифной выручки. Это приведет к такому же увеличению затрат грузоотправителей, в первую очередь Сибирского региона, включая предприятия ЖКХ и энергетики. В настоящее время операторскими компаниями и иными владельцами подвижного состава обеспечивается максимальное использование порожних полувагонов после их выгрузки в портах и на станциях Дальнего Востока, в первую очередь – для вывоза поступивших контейнеров с импортом. Операторские компании и так ориентированы на максимальный вывоз железнодорожным транспортом имеющихся грузов из портов и со станций Дальнего Востока при наличии заявок грузоотправителей, погрузочного ресурса для этого более чем достаточно. Предлагаемая инициатива РЖД лишь увеличит в конечном итоге финансовую нагрузку на грузоотправителя и при этом не создаст каких-либо дополнительных стимулов для вывоза контейнеров с Дальнего Востока.

Павел Иванкин, президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры – Региональное и породовое тарифное регулирование в том или ином виде уже применялось РЖД и ранее. В текущей ситуации такое регулирование можно и целесообразно применять при наличии сквозных сервисов (то есть при выстроенной логистике) и понимании их стоимости. В противном случае это приведет к удорожанию перевозки без достижения эффекта переключения грузопотоков. Да, у РЖД имеется дефицит инфраструктуры. Да, РЖД хотят отрегулировать грузопотоки. Однако делать это надо только в тесном взаимодействии с грузовладельцами, четко понимая их пожелания и возможности, а также баланс по каждому элементу логистики. Стимулировать нестимулируемое неправильно. В то же время имеются запросы на реальные логистические кейсы, на которых можно отработать новые логистические цепочки и снизить давление на Восточный полигон. Сейчас время точечных настроек и реальных кейсов, а глобальное нахлобучивание должно уйти в прошлое.

Евгений Кузнецов, заместитель генерального директора по железнодорожному транспорту ООО "Трансметкокс" – Конечно, я против такого предложения. Собственник парка эти затраты включит в ставку за предоставление вагона. Будет и порожний, но дорогой вагон ехать напрямую.

Да, это простимулирует, конечно, привлечение полувагона под контейнерные перевозки. Но вспоминаем время, когда вагон при возврате с востока "отмывали" из-под экспортной перевозки путем его привлечения под перевозку грузов с востока на запад. Вагоны забивали ДВЖД в ожидании груза. Места зарождения контейнерных потоков не совпадают с местами гашения потоков угля, что тоже негативно скажется на эксплуа тационной ситуации на Дальневосточной дороге. Плюс полувагон с контейнером надо привезти на Запсиб и перегрузить на платформу для дальнейшего рейса на запад, а полувагон подать под погрузку в Кузбасс. А это меняет отлаженную схему захода порожняка и опять же увеличивает оборот вагона, что в итоге может привести и к дефициту полувагона и росту ставки.

Представитель операторской компании – Такое предложение нельзя назвать конструктивным подходом к решению проблемы с вывозом контейнеров.

Запретительный подход, скорее, приведет к обратному эффекту – сеть по этому направлению забьется и встанет. Вместо того чтобы наказывать тех, кто отказывается от перевозки контейнеров в полувагонах и гонит порожняк, стоит поощрять операторов, которые занимаются вывозом контейнеров в полувагонах с Дальнего Востока: предоставлять таким компаниям приоритет на дороге и другие преференции. Такой подход будет иметь больший эффект и поможет реализовать главную цель инициативы – разгрузить сеть на восточном направлении и вывезти контейнеры с Дальнего Востока.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер29.12.2022