18-06-20 / 2020
Новости отрасли
Вопрос дня "Гудка"

Армен Минасян, генеральный директор ООО "АМТЭК":

– Есть два вопроса, которые можно рассмотреть. Мы бы ввели использование специальных усиленных пломб, которые сегодня грузоотправители и получатели товаров приобретают за собственный счет. В международном сообщении мы не имеем права сейчас использовать такие пломбы. При таможенном досмотре их очень сложно открывать – это как замок. Мы были бы рады, если бы такие пломбы узаконили для использования на международных маршрутах.

Также мы хотели бы рассмотреть усиление охраны в зависимости от категории груза: чем дороже груз, тем лучше и качественнее он должен охраняться. На сегодня ставка охраны одна, вне зависимости от того, что мы везем. Такой подход я считаю неправильным. Каждый вид перевозимого товара должен иметь свой статус и свою ставку оплаты в зависимости от его ценности.

Антон Страхов, руководитель отдела развития ООО "ДелЭкспресс":

– Обычно хищения происходят во время простоя подвижного состава на станциях и на перегонах, где скорость поезда незначительная. Я считаю, что основной мерой для предотвращения краж является минимальное количество остановок во время движения и избегание долгих простоев.

Военизированная охрана оставляет желать лучшего: работниками этой структуры в основном являются пенсионеры, там очень небольшая заработная плата, что никак не стимулирует сотрудников на выполнение своих обязанностей. Следует установить возрастной ценз при приеме на работу и повысить денежное вознаграждение работникам охраны для мотивации и привлечения молодежи.

Места долгого отстоя, а это, как правило, небольшие железнодорожные станции, следует оборудовать камерами видеонаблюдения, потому что зачастую такой аппаратуры там просто нет.

Можно доработать программу страхования перевозки груза – она неудобная. Страхуются не все грузы, а также наблюдается низкий коэффициент по страховой выплате. Если бы были хорошие ставки по страхованию и данная услуга имела массовый характер, то, естественно, страхование было бы дешевле и пользовалось популярностью.

Артур Нурмухамедов, генеральный директор ABC-RAIL:

– Безопасность груза в пути следования – это зона ответственности перевозчика, то есть ОАО "РЖД". Сейчас именно хищение груза встречается не так часто. Да и если оно происходит, то, как правило, не без помощи нечистых на руку сотрудников грузоотправителя или грузополучателя. Ограблений поездов в стиле Дикого Запада на сети уже нет, хотя пару лет назад задержали злоумышленников, которые на ходу сбрасывали из открытых полувагонов металлолом и потом сдавали его в пункты приема. Надо сказать, что ОАО "РЖД" ведет серьезную профилактическую работу со своими сотрудниками, а именно они имеют наибольший контакт с грузом и практически на всех станциях обеспечили ограничение доступа к вагонам посторонних лиц. Понятно, что в пути следования часть грузов может быть утрачена из-за поврежденной упаковки или плохого крепления, но это нельзя отнести к хищениям.

Александр Сиверцев, заместитель директора по продажам Rail Cargo Logistics-RUS:

– Сейчас на железной дороге достаточно мер для сохранности грузов в процессе перевозки. Сами по себе ускоренные контейнерные перевозки достаточно надежны, они идут почти без остановок, и риски при перевозке минимальные. Также при установке на 80-футовую платформу два сорокафутовых контейнера размещаются дверями друг к другу, чтобы исключить возможность вскрытия.

Но клиент сам решает, что именно ему нужно. Если груз ценный или грузоотправитель переживает из-за его сохранности, обычно оформляется страховка. Дополнительно к охране РЖД можно использовать электронные пломбы, которые позволяют отслеживать движение контейнера. Сегодня технологии шагнули весьма далеко и на рынке можно приобрести сложные системы контроля, разработанные для мониторинга и слежения за состоянием сухих и рефрижераторных контейнеров: пользователю в онлайн-режиме поступает информация о местоположении, состоянии и температуре контейнеров в соответствии с заданными настройками и графиком. Такие устройства должны быть сертифицированы и согласованы для использования при перевозке.

Владимир Зверев, директор по эксплуатации и содержанию вагонного парка ПГК:

- Я считаю, что существующие подходы поддерживают высокий уровень безопасности транспортировки грузов по железной дороге. Например, ПГК со случаями их кражи не сталкивалась. Конечно, есть ряд грузов, которые в принципе невозможно похитить в процессе перевозки. Сложно представить, как, например, кто-то пытается выгрузить слябы или руду из полувагона. Другое дело – грузы, перевозимые в полувагонах и контейнерах. Они представляют наибольший интерес для мошенников с точки зрения ценности и удобства транспортировки. Для защиты содержимого двери пломбируются, а целостность пломб проверяется на технических станциях, когда специалисты АО "РЖД" осматривают вагоны на наличие повреждений, оценивают состояние их узлов и деталей. Каждая из них имеет уникальный идентификационный номер, поэтому подмена невозможна. Если пломба сломана, это также будет очевидным, выявить участок, где это произошло, не составит труда. Ценные грузы могут отправляться в сопровождении охраны. Выявить недостачу груза зачастую можно только в процессе его приемки из подвижного состава на путях грузополучателя и, в основном, это становится поводом для разбирательства между принимающей и отправляющей стороной.

Рахман Халилов, председатель правления компании "RAILGO":

- Тема сохранности грузов для нашей компании является приоритетной. Мы специализируемся на перевозках нефтепродуктов, а бензин и дизельное топливо всегда являлись одними из самых привлекательных для хищения. Нефтепродукты входят в перечень охраняемых грузов, поэтому с нас взимаются сборы за охрану и сопровождение грузов в пути следования. Помимо этого, чтобы поддерживать уровень безопасности на должном уровне и предотвращать незаконные действия, мы и сами предпринимаем ряд мер. Так, за последние несколько лет были модернизированы вагоны, мы фактически отказались от использования цистерн с запорными устройствами барашкового типа на люках и используем современные ЗПУ.

Учитывая, что неприятных инцидентов в виде хищения грузов у нас в последние годы не возникало, этот комплекс мер можно назвать достаточным. Отмечу, что много вопросов возникает в части оплаты за сопровождение грузов: разница в стоимости охраны бензина, дизельного и реактивного топлива при перевозке на одно и то же расстояние может составлять до 15%. Нет понимания, на чем основана эта разница, так как сами калькуляции расходов на охрану не являются публичной информацией. Осуществление расчета за сверхнормативную охрану грузов предполагает снижение ставки в случае сокращения срока доставки, но этого нет. То есть, расчет всегда может сдвинуться в сторону увеличения расходов на охрану и никогда в сторону снижения.

Владимир Прокофьев, советник генерального директора "Балттранссервис":

- Все меры по сохранности грузов можно доработать, но это очень затратное дело. Например, охрана поездов с ценным грузом требует большего внимания к себе, то есть нужно обеспечить его сохранность в местах остановки и простоя вагонов, а это дополнительный вызов человеческих ресурсов на место стоянки, за которые нужно платить. Необходимо оборудовать видеонаблюдением всю железнодорожную сеть больших и малых сортировочных парков, плюс к этому нужно дополнительное освещение. Можно обеспечить сохранность грузов с помощью цифровых технологий. Сейчас внедряется практика наблюдений за подвижным составом с помощью дронов, что возможно не только в момент стоянки, но и во время движения поезда.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок18.06.2020