07-02-18 / 2018
Новости отрасли
Вопрос дня

Что необходимо сделать для развития контрейлерных перевозок?

Николай Досегаев, начальник Управления координации транспортно-логистической деятельности ЦФТО ОАО «РЖД»:

– Развитие контрейлерных перевозок сопряжено с рядом вопросов технического, нормативного, экономического характера. Сейчас мы можем говорить в позитивном ключе об этом направлении, так как Министерство транспорта утвердило технические условия погрузки колёсной техники. У нас не было необходимого подвижного состава. Сегодня, согласно запланированному бюджету, АО «ФГК», со своей стороны, работает над закупкой и производством специализированных платформ, к концу 2018 года ожидаем первую партию. Мы планируем осуществить из Калининграда в Москву ещё одну опытную контрейлерную перевозку. Изучаем вопрос потенциала услуг, готовим распоряжение на начальников дорог о проведении мониторинга востребованности. После этого выберем приоритетные маршруты, обследуем их и к моменту закупки АО «ФГК» части подвижного состава намерены на проверенных маршрутах осуществлять эти перевозки. Постепенно проблемы решаются.

Фёдор Пехтерев, генеральный директор АО «Институт экономики и развития транспорта»:

– Направление, безусловно, перспективное. В Европе возят и прицепы, и прицепы с автомобилем. Естественно, контрейлерные перевозки в значительной степени освобождают наши автодороги от огромного транзитного движения большегрузов. Но здесь необходимо разработать соответствующие правила игры. Контрейлерные перевозки должны быть сопоставимы по стоимости с автотранспортом. Первые попытки наладить такие перевозки были, однако они не получили развития. Мы попробовали возить по установленным тарифам, но они выше обычного, так как это специализированный подвижной состав. Поэтому первое, что необходимо, – сделать контрейлерные перевозки конкурентоспособными. Во-вторых, автотранспорт, как и железнодорожный, должен платить ровно за то, за что мы платим, – за инфраструктуру, за землю, на которой находится наша инфраструктура, а не только дорожный налог. Вопрос производства подвижного состава решаем, уже были попытки сделать нормальный подвижной состав, и опытные поездки показали, что он вполне годен для осуществления таких перевозок. Так что я считаю, что в первую очередь важен ценовой фактор.

Дмитрий Микелев, заместитель директора операционного управления по железнодорожным перевозкам группы компаний AsstrA:

– Наша компания проявила интерес к данным перевозкам ещё в прошлом году. В конце 2017 года АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК) согласовало с РЖД и ФАС стоимость контрейлерных перевозок на уровне контейнерных. Это было основным препятствием в развитии данного вида перевозок по железной дороге в России. Грузовик считался негабаритом, и стоимость перевозки вырастала в разы. Ещё в феврале 2017 года мы обсуждали с ФГК возможность тестирования таких платформ на двух направлениях: Москва – Калининград и Санкт-Петербург (порт) – Урал.

В декабре 2017 года после уведомления собственника о решении тарифных вопросов мы возобновили работу. Тестовые отправки на двух платформах ожидаем осуществить в первом квартале этого года. На объёмы будем выходить в июне-июле, после выделения под нас 20 платформ с завода-изготовителя.

Предварительно, на основании расчётов с собственником, на плече в 2 тыс. км контрейлерная перевозка невыгодна по сравнению с автодоставкой. Здесь играет роль и стоимость предоставления такой платформы по сравнению с другими типами вагонов. При автоперевозке обратный рейс дешевле на 30–40%. Стоит проработать более дальние плечи. Например, из порта Санкт-Петербурга в Сибирь. Наиболее эффективной экономически, на мой взгляд, будет перевозка полуприцепов из Европы в дальние регионы России через морские порты. Основным условием безубыточности будет обратная загрузка. Порожний рейс контрейлерных платформ вместе с посуточной арендой принесёт большие расходы. Также основным вопросом являются погрузка и выгрузка прицепов и грузовиков. Для этого нужны или специализированные рампы для погрузки своим ходом, или крановые мощности.

Илья Дудинский, директор по развитию «Глобалтрак Лоджистик»:

– Имеем опыт контрейлерной перевозки в России. Нас всё устроило в том, как сработал тестовый поезд с точки зрения сроков. Для крупных автоперевозчиков, выполняющих требования регуляторов, а их число на рынке растёт, этот сервис будет востребован, учитывая расстояния наших перевозок. Он подходит на маршрутах свыше 2–2,5 тыс. км. В то же время необходимо, чтобы сервис работал системно хорошо. Во-первых, необходим специализированный парк. До декабря, когда были приняты технические условия контрейлерных перевозок, такой груз считался негабаритным, соответственно, тариф выше, а скорость перевозки ниже. Теперь тариф понизится, но нужен парк, а его пока практически нет. Кроме того, сейчас такая перевозка опробована только на направлении Москва – Новосибирск, причём от станции Москва-Товарная-Павелецкая, которая закрывается. Необходимо исследовать другие варианты, например, Москва – Екатеринбург, куда идёт большинство автомашин.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок07.02.2018