25-04-18 / 2018
Новости отрасли
Вопрос дня

Какие меры государственной поддержки считаете актуальными на сегодняшний день?

 Андрей Тонких, первый заместитель генерального директора АО "РЖД Логистика":

– Государственные субсидии в России могли бы стать действенным механизмом для развития международных транспортных коридоров. Пример – позитивный опыт Китая по субсидированию бизнеса с частичной компенсацией транспортных расходов на железнодорожные отправки в Европу и РФ. Размер субсидий составляет порядка $1–4 тыс. за контейнер в зависимости от провинции. Эффективность этих мер подтверждают цифры: по данным Евразийского банка развития, контейнерный грузопоток из Китая в ЕС за 2010–2017 годы вырос с 5,6 тыс. TEU до почти 164 тыс. TEU. В нашей стране такой механизм господдержки только набирает обороты. Российский экспортный центр реализует проект по поддержке несырьевых экспортно ориентированных компаний, компенсируя им часть затрат на логистику, в том числе в рамках нашего совместного с ними и "ТрансКонтейнера" железнодорожного сервиса Panda Land Bridge.

Аналогичный механизм господдержки мог бы стимулировать развитие перевозок и по другим сухопутным, в том числе мультимодальным, международным маршрутам как в Китай и из него, так и связывающим другие страны.

Алексей Дружинин, исполнительный директор СРО "Союз операторов железнодорожного транспорта" (СОЖТ):

– Железнодорожный подвижной состав – это капиталоемкий актив с большим сроком окупаемости. Для того чтобы инвестиции в него были эффективными и вообще были, нам нужна в первую очередь прогнозируемость государственной политики. Стабилизировать ситуацию может применение рыночных механизмов без прямых бюджетных вливаний, но, еще раз подчеркну, нужна системная поддержка и стабильные "правила игры" в отношении существующих бизнес-проектов и вложенных многомиллионных инвестиций. Те меры поддержки, которые были приняты государством в 2016–2017 годах, создали условия для приобретения операторами новых вагонов.

Также, говоря о стимулах развития рынка, нельзя не упомянуть о политике банковской ставки. Если доступ к кредитам у компаний будет по оптимальным ставкам, то это позволит и обновлять, и модернизировать подвижной состав, особенно специализированный. В 2018 году мы видим серьезную проблему в обеспечении спроса на запчасти к железнодорожному подвижному составу. Это напрямую влияет как на ремонты (в том числе их сроки), так и на производство новых вагонов. Считаем необходимым обратить внимание регуляторов на важность выработки соответствующих мероприятий, включая возможные меры господдержки.

Кроме того, перед операторами стоит задача сохранения существующей грузовой базы, в первую очередь высокодоходных нефтяных грузов. И здесь необходимой помощью от государства могла бы стать выработка схемы транспортного баланса рынка по транспортировке нефти и нефтепродуктов на среднесрочную перспективу, за счет чего было бы достигнуто качественное планирование имеющихся транспортных мощностей, формирование соответствующих инвестпрограмм, в том числе и операторских компаний.

Станислав Золотарев, заместитель генерального директора по взаимодействию с государственными органами власти и перспективному развитию ОАО "Алтайвагон":

– Необходимо, чтобы были субсидированы не только вагоны с повышенной нагрузкой на ось (25 и 27 тс), но и вагоны, которые способствовали бы развитию других отраслей промышленности, в частности вагоны из алюминия, вагоны для перевозки скоропортящихся грузов, вагоны для скоростного движения и парк, обеспечивающий промышленное производство в РФ, – для перевозки некоторых кислот, авиационного бензина, аммиака, то есть тех грузов, которые используются в производстве продукции с добавленной стоимостью. Такого субсидирования было бы достаточно, потому что вагоностроение получило бы вектор развития, сейчас оно производит в этих условиях абсолютно хаотично, под запросы рынка, которые иногда граничат с возможными угрозами по его "перегреву", но так строительным компаниям деваться некуда и они должны выполнять определенные заказы, в результате в долгосрочной перспективе от таких нескоординированных действий будут страдать все, а это упорядочит и выстроит логическую систему заказов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок25.04.2018