06-06-18 / 2018
Новости отрасли
Вопрос дня

Какие меры могут повысить конкурентоспособность железнодорожных перевозок на коротких и средних расстояниях?

Александр Слободяник, руководитель отдела исследований грузовых перевозок, Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ):

– ИПЕМ в 2017 году неоднократно проводил анкетирование участников отраслевых конференций.

Основными мерами по повышению конкурентоспособности железнодорожного транспорта, по мнению респондентов, являются использование гибкого ценообразования и снижение сроков доставки грузов, так как именно на небольших поясах дальности железнодорожный транспорт наиболее значительно проигрывает автомобильному в сроках доставки. Участники опросов также отметили, что упрощение процедуры оформления документов на перевозку грузов положительным образом скажется на конкурентоспособности железнодорожного транспорта.

Вячеслав Валентик, генеральный директор АО "РЖД Логистика":

– Положительный эффект оказала бы модернизация существующей инфраструктуры. Например, для обработки дорогих грузов необходимы современные складские помещения классов А и В, которые практически отсутствуют на железной дороге. При этом наш опыт показывает, что потребность в таких складах есть.

Для повышения привлекательности железнодорожных перевозок на коротких и длинных плечах также было бы полезно пересмотреть ряд существующих нормативов. В частности, правил товарного соседства – на железной дороге все еще действуют правила времен СССР, запрещающие, например, перевозить в одном контейнере консервы и бытовую химию или мясо и рыбу. При этом современные технологии упаковки позволяют без проблем доставлять все это вместе в одном кузове грузовика.

Уже сегодня железная дорога выигрывает по скорости у автотранспорта на расстояниях от 2500 км, а для повышения конкуренции на перевозках меньшей протяженности нужно предлагать клиентам современные сервисы с использованием маршрутных и контейнерных поездов, которые имеют высокую скорость, следуют по твердым "ниткам" графика и не переформировываются в пути следования. Еще одна мера, которая могла бы повысить привлекательность железной дороги, – упрощение бумажной бюрократии до одного разрешительного документа без дополнительных долгосрочных согласований перевозок.

Андрей Громовой, генеральный директор ООО "Промнерудтранс":

– На коротких плечах это возможно за счет одного фактора – скорости доставки. А ее можно повысить, меняя технологию перевозки. Прежде всего это уход от повагонных и мелких отправок в пользу их укрупнения. Если бы была проведена логистическая работа с коммерческим уклоном, то можно было бы отгружать не по несколько вагонов в день, а отправлять, например, один маршрут в трое суток. За счет таких логистических, технологических решений можно увеличить в разы скорость доставки, а соответственно, когда увеличивается скорость доставки, следом снижаются затраты у оператора на подвижной состав и удается добиться эффективности по двум критериям сразу – и скорости, и стоимости. Все это повлияет и на третий показатель – увеличение отгрузки для самого грузоотправителя.

Укрупнение отправок зависит от всех участников перевозочного процесса, но сегодня никто не озадачен логистической оптимизацией, поэтому я выделил бы еще одного игрока на этом рынке. Это логистические компании, которые могли бы объединить вокруг себя в рамках решения данной задачи всех участников.

Далее, надо пересмотреть сложившиеся стереотипы относительно того, что мы должны идти по пути увеличения веса поезда, длины. В сегменте строительных грузов, учитывая, что инфраструктура неразвитая и ее в один день не изменить, следует рассмотреть возможность отправлять короткие поезда. Конечно, это связано с издержками перевозчика, с использованием инфраструктуры путей общего пользования, и только оператор может сказать, насколько эффективно такое решение.

Андрей Гречкин, заместитель генерального директора Группы компаний "Термокон-Логистик":

– По моему частному мнению, две первые величины, влияющие на конкурентоспособность, – это цена и скорость. По этим показателям железнодорожный транспорт колоссально проигрывает автомобильному на коротких и средних плечах.

Также влияет меньшая зарегулированность автомобильного транспорта. Перевозка требует меньше согласований, проще оформление. Однако сервисом ситуацию радикально не изменить.

Возможно также использование контрейлеров, однако пока сфера их применения и полигон не очень понятны, так как у нас почти нет парка машин, специализированных платформ и мест перегрузки.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок06.06.2018