02-04-14 / 2014
Новости отрасли
Вопрос дня

Какими способами можно заинтересовать частный сектор активнее участвовать в строительстве и модернизации инфраструктуры?

Сергей Старых, заместитель начальника департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД»: 

– Я понимаю частные инвестиции как некие совместные проекты с участием частных инвесторов. Однако у нас таких проектов в силу законодательных ограничений пока нет. Прежде всего речь об ограничениях имущества в обороте. Со снятием таких ограничений появляется возможность, например, проведения тендеров на выполнение капитальных работ, в том числе и международных. Тем более существует много инвесторов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Китая и Японии, заинтересованных в транзите через российскую территорию. Такие инвесторы участвуют как в производстве самих капитальных работ, так и в инвестировании в подобные проекты, и сегодня их останавливают только ограничения в законодательстве. Кроме того, привлечь частный капитал в строительство и модернизацию железнодорожной инфраструктуры можно с помощью государственно-частного партнёрства, однако подобных успешных проектов у нас на сегодняшний день нет. Также ОАО «РЖД» может размещать свои облигации на рынке. И компания это делает: те, кто приобретает облигации, и являются частными инвесторами, а компания уже по своему усмотрению инвестирует эти средства. Такой способ уже проверен в работе и показал свою эффективность. И наконец, как частные средства можно рассматривать средства Пенсионного фонда. Так, например, из Фонда национального благосостояния выделяется 150 млрд руб. Все эти механизмы общеизвестны. Другое дело, что пока в нашей стране они не в полной мере работают или не работают совсем. Надеюсь, что те изменения, которые так долго рождались в стенах министерств и Государственной думы с участием ОАО «РЖД», придадут импульс частным инвестициям. 

Юрий Кулакин, генеральный директор ООО «Рейл Сервис»: 

– В настоящее время, к сожалению, работоспособного инструмента привлечения частного капитала в железнодорожную инфраструктуру в России нет. Что касается возможных стимулов для частного сектора, то в первую очередь представителям бизнеса надо предоставить определённые преференции: предпринимателям должно быть выгодно инвестировать в инфраструктуру. Здесь можно говорить, например, об исключительном тарифообразовании, скидках на инфраструктурную составляющую или же о полном её исключении при эксплуатации путей, построенных или модернизированных на частные деньги. В то же время соответствующие работы могут и должны вестись по принципу государственно-частного партнёрства: в этом случае у частных предпринимателей, во-первых, появляются определённые гарантии, а во-вторых, финансовая нагрузка будет распределена между частником и госбюджетом. 

Сергей Кулаков, управляющий директор ООО «Мечел-Транс»: 

– Ключевая цель поправок в законодательство, касающееся железнодорожного транспорта, – упростить правила распоряжения имуществом ОАО «РЖД». То есть изменения призваны облегчить правовой режим в вопросах оборота объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Такие меры в перспективе позволят привлечь частных инвесторов на приемлемых для бизнеса условиях. На наш взгляд, возможны различные способы финансирования – от распределения долевой собственности на построенный объект до формирования механизма компенсации инвестору за счёт тарифной составляющей. 

Владимир Тарасенко, генеральный директор ООО «УГМК-Транс»: 

– Я считаю, что изменения нормативно-правовой базы в этой области назрели уже давно. Если частное предприятие строит железнодорожную ветку протяжённостью 20 км от производственных цехов с последующим примыканием к путям общего пользования, то это, по сути дела, вклад предприятия в чужую инфраструктуру. И чтобы эта частная компания в результате затрат на строительство не несла серьёзных убытков, необходимо продумать систему преференций в зависимости от затраченных средств – это могут быть среди прочего как скидки на инфраструктурную составляющую, так и определённые налоговые льготы.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок02.04.2014