14-05-14 / 2014
Новости отрасли
Вопрос дня

Как вы оцениваете схему перемещения порожних вагонов на сети по технологическому аутсорсингу, которую ОАО «РЖД» предлагает операторскому сообществу?. Юлия Лощакова, заместитель генерального директора ОАО «Федеральная грузовая компания»:

– Взаимодополняющими условиями для достижения синергетического эффекта от технологического аутсорсинга являются масштаб его внедрения и количество вагонов, привлекаемых к работе по данной технологии. По оценкам специалистов нашей компании, наибольшая результативность будет обеспечена при работе по такой схеме не менее 200 тыс. полувагонов на всей сети. Широкомасштабное применение данной технологии и заинтересованное присоединение к ней крупных операторов создают необходимые предпосылки к формированию консолидированного парка вагонов различных собственников под управлением перевозчика, что в сложившейся на транспортном рынке ситуации оптимально и с точки зрения технологичности организации перевозок, и с точки зрения соблюдения бизнес-интересов владельцев подвижного состава и перевозчика.

Дмитрий Королев, исполнительный директор СРО НП «Совет операторов железнодорожного транспорта»:

– Предложенный компанией шаг имеет свои положительные стороны. Документ впервые содержит положения об имущественной ответственности ОАО «РЖД» за исполнение обязательств, вводит индивидуальные технологические показатели, определяет каналы диспетчерского взаимодействия между оператором и перевозчиком. Тем не менее схема взаимодействия, заложенная в основу такой оферты, может нести ряд рисков. Оферта разбивает услугу предоставления вагона на две составляющие: определение станции погрузки конкретного порожнего вагона и взаимодействие с заказчиком по согласованию коммерческих условий предоставления вагонов под погрузку. При этом нарушается целостность услуги по предоставлению подвижного состава. С одной стороны, ОАО «РЖД» определяет своим решением дату и станцию прибытия конкретного порожнего вагона под погрузку, соответственно, операторская компания теряет право определения станции назначения порожнего вагона. Таким образом, компетенция по логистике и оптимизации корреспонденций перевозки порожнего вагона перемещается к перевозчику, а значит, оператор, взяв на себя ответственность за своевременное и в полном объеме обеспечение грузовладельца подвижным составом, передает исполнение взятых на себя обязательств третьему лицу – ОАО «РЖД». С другой стороны, ОАО «РЖД» не участвует в согласовании с грузовладельцем коммерческих условий предоставления вагона и, соответственно, не несет ответственности перед грузовладельцем за своевременное обеспечение подвижным составом.

Александр Сапронов, исполнительный директор ОАО «Первая грузовая компания»:

– Мы считаем, что услуга будет интересна ПГК и другим операторам, если будут учтены как минимум три фактора. Первый – экономический, услуга должна быть выгодна операторам. Это с учетом того, что каждая компания содержит свой диспетчерский аппарат, свои службы, которые заняты отслеживанием вагона, работой с перевозчиком. Второй фактор – коммерческий. Не потеряют ли операторы при переходе на технологический аутсорсинг клиентскую базу? Важная сторона этого фактора – сервисная составляющая. У операторских компаний существуют риски утратить свой сервисный пакет для работы с клиентом. А положение оператора на сегодняшнем рынке во многом определяется полнотой его сервисного предложения. Третий важный фактор – стоимость порожнего рейса. Это главная статья расходов любой компании, и каждый, прежде чем принять решение о переходе на обслуживание по технологическому аутсорсингу, должен понимать, останутся ли затраты на порожний рейс на прежнем уровне или будут расти.

Александр Поликарпов, руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ:

– Работа с обезличенным парком вагонов имеет ряд плюсов для грузовладельцев, поскольку они смогут оперативно получать порожние вагоны под погрузку. ОАО «РЖД» сможет более оперативно и технологически грамотно управлять распределением вагонопотоков на сети, что улучшит транспортную доступность железнодорожного комплекса. Однако перспективность работы для операторских компаний сомнительная. С одной стороны, они могут сократить свои эксплуатационные расходы и штат, фактически сдав свои вагоны в управление.

С другой – у многих из них вагоны находятся в лизинге, соответственно, постоянные лизинговые платежи составляют значительную часть в расходах оператора. А единая ставка за пользование вагонами обезличенного парка во многих случаях не покрывает лизинговые платежи. К соглашению с РЖД в первую очередь будут присоединяться операторы, на которых нет кредитных обязательств, чьи вагоны уже полностью самортизированы.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок14.05.2014