03-06-14 / 2014
Новости отрасли
Вопрос дня

На какие цели направляются средства операторских компаний в условиях профицита подвижного состава?

Федор Пехтерев, генеральный директор ОАО «Институт экономики и развития транспорта» (ИЭРТ, дочернее предприятие ОАО «РЖД»):

– Несмотря на то, что на сети РЖД уже давно существует избыток универсальных полувагонов, я считаю, что собственники такого подвижного состава не станут совсем отказываться от закупок вагонов. Хотя основной вектор инвестиций операторских компаний несколько сместился, и многие предприятия большее внимание уделяют, к примеру, погашению кредитов, нельзя забывать, что большинство действующих полувагонов готовятся к списанию в связи с истекшими сроками эксплуатации. Процесс обновления парка запущен, а значит, собственникам придется восполнять отработанный вагонный парк. Главным образом, за счет подвижного состава с улучшенными характеристикам эксплуатации, так называемых, инновационных вагонов. Но этот процесс не может произойти в краткие сроки, на это потребуется время. Однако в результате мы добьемся существенного повышения качества грузоперевозок.

Юрий Кулакин, генеральный директор ООО «Рейл Сервис»:

– Профицит парка повлиял на инвестиционную политику многих операторов подвижного состава, наша компания не исключение. Сейчас мы проводим постоянный подробный анализ проектов, связанных с приобретением подвижного состава. В зависимости от результатов оценки каждого из них принимается индивидуальное решение о направлении средств на приобретение или использование в других проектах и направлениях бизнеса. Основные критерии принятия решения – рентабельность и окупаемость. Мы скрупулезно подходим к тому, куда вложить деньги, как правило, увязывая это с долгосрочными планами наших клиентов.

Ольга Лукьянова, председатель НП ОЖдПС:

– Для того чтобы направить инвестиции, нужно иметь инвестиционный кредит либо собственные доходы. Весь операторский бизнес сильно закредитован, и лизинговые компании только усложняют условия кредитования операторских компаний. Кредиты теперь – выше 15% и только под высокорентабельные проекты. В отрасли таких проектов практически нет. За исключением перевозок грузов собственными магистральными локомотивами. Поэтому в эту сферу так сильно рвется частный капитал. Что касается остальных «традиционных» сфер вложения операторского капитала – это обновление и увеличение вагонных парков, выкуп или постройка собственных ремонтных мощностей, приобретение подъездных путей, открытие терминально-логистических комплексов. Но эти сферы не будут популярны еще несколько лет, поскольку расходы по инвестициям остались те же, а доходы резко упали. Компании, инвестирующие на железнодорожном рынке, должны понимать, что первые два года им придется работать в большой минус. Можно, конечно, выделить и локальные продукты – это постройка новых промывочно-пропарочных станций и подъездных путей для отстоя вагонов в местах массовой погрузки-выгрузки. Но данный рынок очень ограничен и быстро может насытиться вложением двух-трех игроков.

Возможно, если бы услуги по уборке-подаче вагонов на пути необщего пользования вывели из-под государственного регулирования, эта сфера могла бы стать привлекательной для вложений.

Николай Линкевич, заместитель директора по транспорту ЗАО «Локотранс»:

– Действительно, учитывая сложившуюся ситуацию на рынке, наша компания в настоящее время не нуждается в дополнительных закупках подвижного состава. Поэтому первоочередной целью наших вложений станет погашение текущих займов и кредитов, взятых ранее у ОАО «Сбербанк» и ОАО «Альфа-банк». Что характерно, привлеченные средства были направлены как раз на приобретение подвижного состава. А вопрос дальнейшего пополнения вагонного парка пока откладывается на неопределенный срок.

Николай Бастраков, генеральный директор ООО «Т-Транс»:

– Заморозили все проекты, связанные с закупками подвижного состава. С обновлением вагонного парка (к примеру, за счет закупок инновационного подвижного состава) мы пока торопиться не будем. Есть вероятность, что какую-то часть от нераспределенной прибыли компания направит в резервный фонд, который будет использован, опять же, для закупок новых вагонов, когда стабилизируется ситуация на рынке.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок03.06.2014