30-07-14 / 2014
Новости отрасли
Вопрос дня

Как можно повысить конкурентоспособность перевозок нефтепродуктов, учитывая индексацию тарифов на их перевозку?

Федор Пехтерев, генеральный директор ОАО «Институт экономики и развития транспорта»:

– На мой взгляд, есть два пути возвращения конкурентоспособности железнодорожному транспорту в сегменте перевозок нефтепродуктов. В первую очередь, на развивающихся территориях, там, где добыча уже началась, но труба еще не протянута, железнодорожники должны поработать с грузоотправителями, в частности разработать и предложить какие-то новые транспортные решения, которые могут заинтересовать клиента. Ну а во-вторых, разумеется, всегда остается метод тарифных преференций на тех или иных направлениях. Такими способами можно спасти позиции железной дороги в условиях повышенных тарифов, а значит, сохранить объемы высокодоходных грузов.

Александр Сапронов, исполнительный директор ОАО «Первая грузовая компания»:

– Действительно, повышенные тарифы на железнодорожные перевозки нефтепродуктов заставят грузовладельцев искать более экономически выгодные транспортные схемы. Однако будем реалистами: нефтепродукты – это массовый груз, а значит, железная дорога для них является приоритетным видом транспорта. По сути, есть две альтернативы – речной транспорт и магистральные трубопроводы. Но в случае с «речкой» мы говорим о сезонности – перевозки возможны только в период летней навигации. А трубопровод не охватывает всю номенклатуру нефтепродуктов. В общем, совершенно необязательно, что повышение тарифов пошатнет позиции железнодорожного транспорта.

Сергей Поликарпов, управляющий директор ООО «ТРАНС СИНЕРГИЯ»:

– В результате повышения тарифов на перевозку дизельного топлива у операторов магистральных нефтепродуктопроводов появилось больше аргументов для строительства новых мощностей для обслуживания потребностей нефтяных компаний в транспортировке данного продукта. В последние годы процесс перераспределения нефтеналивных грузов между видами транспорта только усилился, причем не в пользу железнодорожных поставок. На наш взгляд, последние решения только усугубят данную тенденцию. И в сложившихся условиях мы, во всяком случае в настоящее время, не видим способов повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта в сфере перевозок нефтепродуктов.

Александр Слободяник, ведущий эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМа:

– В структуре перевозок железнодорожного транспорта нефтепродукты составляют более 16% от всего объема перевозок. В 2013 году по стальным магистралям было перевезено 232,2 млн тонн. В настоящий момент для грузоотправителей основными показателями при выборе транспорта для перевозки грузов являются время доставки, надежность, сохранность груза в пути следования. Многие грузоотправители готовы платить больше за транспортировку при предоставлении надлежащего качества услуг. Для привлечения и удержания грузовой базы железнодорожному транспорту необходимо постоянно улучшать показатели работы. Так, по данным ОАО «РЖД», за первый квартал 2014 года скорость доставки грузовых и порожних вагонов на сети выросла на 62,6 км/сут. и составила 293,6 км/сут. Для ряда грузоотправителей перевозка железнодорожным транспортом является безальтернативной в связи с отсутствием развитой сети автодорог в местах производства продукции или экономической нецелесообразностью вливать высококачественные нефтепродукты в трубопровод с продукцией более низкого качества. В то же время без улучшения качества услуг (увеличение скорости доставки, соблюдение сроков, упрощение процедуры подачи и согласования заявок) железнодорожного транспорта высокодоходные нефтяные грузы будут уходить с железных дорог.

Александр Шаповалов, член правления – заместитель генерального директора ООО «УК «РэйлТрансХолдинг»:

– Мы считаем, что как с учетом сложившейся ситуации, так и в обычных условиях конкурентоспособность железнодорожного транспорта возможно повысить только повышением качества оказываемых услуг. Железнодорожные компании должны повышать свою клиентоориентированность, предлагать грузоотправителям новые транспортные схемы, более активно использовать подвижной состав нового поколения с улучшенными эксплуатационными характеристиками, главным образом с увеличенной грузоподъемностью. Кроме того, мы должны озаботиться увеличением скорости доставки грузов, так как грузовладельцы зачастую при выборе вариантов транспортировки в первую очередь ориентируются именно на своевременность доставки. В то же время необходимо помнить, что основное преимущество железнодорожного транспорта – это перевозка качественных нефтепродуктов без смешивания для большого количества клиентов, и этим необходимо пользоваться.

Андрей Ващенко, начальник управления долгосрочного развития и планирования ООО «Газпромтранс»:

– Для повышения конкурентоспособности железных дорог в этом сегменте необходимо намного повысить скорость доставки. Если сейчас скорость составляет порядка 200 км/сут., то поднять ее надо хотя бы до 350 км/сут. В этом случае на большинстве направлений будет возможно отыграть позиции у автотранспорта. Сейчас есть проблема несоответствия тяговых подстанций и современных электровозов: они потребляют много электроэнергии, в результате чего ее, грубо говоря, не хватает на всех, и проходит меньшее количество пар поездов. Есть два пути решения проблемы: либо радикально модернизировать всю систему электротяги, либо допустить проезд современных тепловозов под линиями электропередачи – это позволит существенно ускорить перевозки.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок30.07.2014