03-09-14 / 2014
Новости отрасли
Вопрос дня

Стоит ли ожидать притока дополнительных объемов нефтепродуктов на железную дорогу после повышения тарифов на перевозку трубопроводным транспортом?

Сергей Старых, заместитель начальника департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД»:

– Не думаю, что стоит ожидать существенных изменений конъюнктуры рынка в пользу железнодорожного транспорта. Конкуренция трубопровода и дороги зависит от ряда факторов, в первую очередь от дальности перевозок и, естественно, от их географии. Там, где трубопроводного транспорта нет, у грузоотправителей нет альтернативы, соответственно, и объемы останутся прежними. Там же, где грузовладельцы стоят перед выбором, возможен отток грузов на железную дорогу, но вряд ли он будет значительным. Как бы то ни было, операторы подвижного состава, занимающиеся перевозками нефтепродуктов, в тупик новыми объемами поставлены не будут.

Евгений Аркуша, президент Российского топливного союза:

– На мой взгляд, любое разумное повышение цен на перевозку нефтепродуктов по трубопроводу позволит этому виду транспорта сохранить грузовую базу в целости, потому что стоимость все равно будет ниже, чем на железной дороге. Так что этот вид транспорта по-прежнему является наиболее предпочтительным и эффективным с экономической точки зрения для нефтетрейдеров. Привлекательность трубы для грузоотправителей снизится только вследствие какого-то фантастического повышения тарифов. А в нынешней ситуации, уверен, и трубопровод, и дорога останутся «при своих».

Сергей Поликарпов, управляющий директор ООО «ТРАНС СИНЕРГИЯ»:

– С моей точки зрения, железнодорожные перевозки не могут составить конкуренцию поставкам «через трубу» даже в условиях текущего повышения тарифов операторами трубопроводного транспорта. Поэтому дополнительных объемов на дороге, кроме тех, которые вернутся с речного транспорта по окончании навигационного периода, ожидать не стоит.

Александр Шаповалов, член правления – заместитель генерального директора ООО «УК «РэйлТрансХолдинг»:

– Дополнительных объемов на дороге, безусловно, стоит ожидать. Это закон рынка: когда в отрасли ухудшаются условия, потребители услуг перетекают в конкурирующую отрасль с более приемлемыми условиями. Конечно, в основной массе трубопровод грузовую базу не растеряет, однако существует большое количество, скажем так, «пограничных клиентов». К примеру, к самому месторождению труба не подходит, и компания пользуется комплексной логистикой: сначала отправляет нефтепродукты по железной дороге, а потом перегружает их на трубопровод. И в такой ситуации повышение тарифов трубопроводного транспорта может сыграть в пользу дороги. Так что рост спроса на железнодорожные перевозки нефтепродуктов будет в любом случае, но вряд ли он будет взрывным. Если же говорить о нашей компании, то принять новые объемы мы всегда готовы. Надо отметить, что в течение ближайших трех месяцев мы закупим 350 цистерн производства «Алтайвагон». Конечно, в масштабах рынка – это капля в море, но в любом случае мы всегда будем реагировать на изменения рынка.

Фарид Хусаинов, заместитель председателя НП ОЖдПС:

– Увеличение тарифов на транспортировку нефтепродуктов составило от 3% до 16,5% по различным направлениям. Например, транспортировка продукции от Московского нефтеперерабатывающего завода в направлении линейной производственно-диспетчерской станции Володарская подорожала на 10%, от ЛПДС Омск до границы с Казахстаном – на 13,2%, а от Рязанской нефтеперерабатывающей компании до аэропортов Москвы и от ЛПДС Красный Бор в Пулкове – на 5,4% и 13,2% соответственно. На дорогу эти объемы в массовом порядке не придут, так как железнодорожники тоже повысили свои тарифы (инфраструктурную составляющую) с 9 августа на близкую величину. При этом необходимо понимать, что данное повышение тарифов со стороны трубопроводного транспорта является ответом на августовское повышение тарифов ОАО «РЖД» на нефтепродукты в рамках тарифного коридора. Смысл этого повышения очень прост: нефть и нефтепродукты – это грузы с относительно низкой эластичностью по тарифу, или, иначе говоря, незначительное изменение тарифа при прочих равных не заставит сразу перенаправить грузы на конкурирующий вид транспорта. В этих условиях трубопроводный транспорт обязан следовать за лидером и вслед за железной дорогой повысить тарифы на прокачку нефтепродуктов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок03.09.2014