17-09-14 / 2014
Новости отрасли
Вопрос дня

Какие меры, с вашей точки зрения, наиболее целесообразны для разгрузки основной железнодорожной инфраструктуры?

Федор Пехтерев, генеральный директор ОАО «Институт экономики и развития транспорта» (ИЭРТ, дочернее предприятие ОАО «РЖД»):

– Из-за профицита вагонного парка железнодорожники нередко ощущают нехватку пропускных мощностей. К слову, избыток подвижного состава, по нашим оценкам, составляет порядка 200 тыс. вагонов. На мой взгляд, есть два варианта решения этой проблемы, и воспользоваться надо ими обоими. В первую очередь необходимо обеспечить развитие инфраструктуры – необходимо повышать пропускные способности сети на наиболее оживленных участках. Кроме того, надо строить дополнительные пути для отстоя подвижного состава, не участвующего в перевозочном процессе, в том числе в непосредственной близости от крупных угольных месторождений.

Я считаю, что этим вопросом должны заняться собственники полувагонов. Ну а, во-вторых, мы должны привести общий объем вагонного парка на сети РЖД в экономическое соответствие с потребностями рынка, в частности через утилизацию старых вагонов.

Ольга Лукьянова, председатель НП ОЖдПС:

– Сейчас в пилотном режиме работает интерактивный модуль коммерческой инфраструктуры рынка железнодорожных грузовых перевозок (КИР), на которой уже сейчас функционирует площадка по отстою вагонов. Собственникам подъездных путей предлагается разместить информацию для собственников грузовых вагонов, а собственникам – выбрать более приемлемое предложение по отстою грузовых вагонов. Адрес сайта – kirrail.org. Наше партнерство принимает непосредственное участие в создании модуля совместно с ФАС России. И на сегодняшний день этот вариант я считаю самым оптимальным и безболезненным для всех участников рынка железнодорожных грузовых перевозок. Хочу также обратить внимание, что профицит вагонного парка на сети имеет сезонный характер и в основном это касается универсального парка, то есть полувагонов. В период спада погрузки предлагается временно отставлять невостребованный парк на подъездные пути необщего пользования для разгрузки инфраструктуры.

Александр Слободяник, ведущий эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ:

– В настоящий момент простой вагонов на путях общего пользования является одной из основных проблем для организации движения железнодорожного транспорта. Деятельность множества пользователей инфраструктурой определяется рыночными условиями, однако правила организации деятельности на инфраструктуре железнодорожного транспорта установлены не были. Вагоны большую часть времени стоят на путях в ожидании клиента, погрузки или выгрузки, что значительно осложняет возможность оперативной подачи вагона под погрузку. В результате чего владелец инфраструктуры в лице ОАО «РЖД» несет большие потери. Организация простоя вагонов на путях необщего пользования позволит значительно разгрузить основную железнодорожную инфраструктуру. Для привлечения операторов грузовых вагонов отправлять свой нетяговый подвижной состав на пути необщего пользования требуется создание определенных условий. Одним из которых может быть интернет-портал, показывающий наличие или отсутствие свободной инфраструктуры на путях необщего пользования, а также отражающий стоимость простоя. Однако операторы ввиду наличия платы за простой не будут стремиться отправлять вагоны на пути необщего пользования, так как в настоящий момент плата за простой на путях общего пользования фактически не взимается. Кроме того, к загрузке основной железнодорожной инфраструктуры приводит несовершенство процедуры таможенного досмотра. Зачастую время, необходимое для прохождения таможенного досмотра, превышает время следования груза по всему маршруту. Также довольно часто можно наблюдать ситуацию, когда на подходах к портам скапливается значительное количество порожних вагонов, в результате чего возникают брошенные поезда. Основная причина этого заключается в отсутствии установленных государством правил использования инфраструктуры транспорта общего пользования по отстою порожних вагонов, а также в отсутствии установленной государством четкой системы ответственности между портами и участниками перевозок грузов и вагонов. Помимо этого, строительство и введение в эксплуатацию новых железнодорожных путей также позволит существенно разгрузить существующую инфраструктуру.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок17.09.2014