29-10-14 / 2014
Новости отрасли
Вопрос дня

Целесообразна ли диверсификация бизнеса для операторов?

Дмитрий Зотов, генеральный директор ОАО «ТрансФин-М»:

– В ходе развития любого сегмента рынка сменяются этапы «рынка покупателя» и «рынка продавца». Рынок продавца характеризуется дефицитом товара, цены и спрос растут, бизнес развивается экстенсивно. На этапе «рынка покупателя» наблюдается профицит товара, снижение спроса и цен. 2010–2012 годы в сегменте железнодорожных грузоперевозок можно охарактеризовать как «рынок продавца». Арендные ставки находились на максимально высоком уровне (ставка за полувагон доходила до 1,45 тыс. руб. в сутки), парк вагонов активно расширялся. В конце 2012 года в результате образования профицита парка и снижения темпов экономического роста, как следствие – снижения объема перевозимых грузов, ситуация в сегменте кардинально изменилась: ставки оперирования в зависимости от типа вагона снизились в полтора-три раза. В результате на протяжении 2013–2014 годов операторские компании работают по минимально возможным ставкам. Логично, что именно сегодня, когда конкуренция по цене перевозки стала практически невозможна, компании развиваются в двух направлениях: снижение собственных издержек и увеличение уровня сервиса для клиента.

Железнодорожный транспорт не доставляет груз «от двери до двери», так или иначе присутствует плечо, на котором требуются перегрузка и перевозка другим видом транспорта. Отчасти из-за этого часть грузов переориентировалась на автотранспорт. Развитие мультимодальных перевозок в составе операторского бизнеса позволяет снять с грузоотправителя большую часть забот по организации процесса транспортировки. Клиент с большей вероятностью выберет компанию, где он может получить все услуги по принципу «одного окна» и, возможно, будет готов заплатить большую стоимость за удобство. Для самого перевозчика это означает выход на другой, более профессиональный уровень развития компетенций в сфере логистики.

Андрей Жемчугов, директор по фондовому рынку и работе с инвесторами ОАО «ТрансКонтейнер»:

– Вопрос поставлен слишком широко. Если имеется в виду диверсификация по видам подвижного состава, то для нашей компании это нецелесообразно. Стратегия компании предусматривает, что она является контейнерным оператором и ключевые конкурентные преимущества компании сфокусированы именно в сегменте контейнерных перевозок. Кроме того, рынок железнодорожных контейнерных перевозок является одним из наиболее динамичных секторов в целом. А если говорить про диверсификацию в контексте поиска дополнительных источников роста на выбранном сегменте рынка, то такая диверсификация необходима и целесообразна. ОАО «ТрансКонтейнер» в настоящее время активно работает над развитием перевозок в специализированных контейнерах, что позволяет существенно расширить номенклатуру контейнеризуемых грузов. Кроме того, компания движется в направлении географической диверсификации бизнеса, в первую очередь на наиболее перспективных азиатских рынках.

Александр Шаповалов, член правления – заместитель генерального директора ООО «УК «РэйлТрансХолдинг»:

– Диверсификация диверсификации рознь, прежде чем делать такой шаг, надо взвесить все «за» и «против». С одной стороны, узкая специализация ценна: уделяя внимание только операторскому бизнесу, возможно, даже только в одном сегменте, к примеру, в крытых вагонах, компания может максимально усовершенствовать свою услугу, стать лидером в своем сегменте, более привлекательным по сравнению с конкурентами оператором для грузоотправителей. Словом, стать лучшей, пусть и в довольно узком кругу. С другой стороны, узкая специализация всегда делает предприятия более уязвимыми. Например, спрос на перевозки в тех же минераловозах в этом году находился на крайне низком уровне, и отсутствие других видов подвижного состава могло крайне негативно отразиться на специализированных операторах – вплоть до банкротства. Работа с тремя-четырьмя типами вагонов или даже организация мультимодальных перевозок – это одно дело, все-таки сейчас есть тенденция к усложнению логистических продуктов, внедрению предложения доставки «до двери». Совсем другой вариант – развитие, скажем, вагоноремонтного бизнеса параллельно с операторским. Специфика совсем другая, и такую диверсификацию возможно эффективно осуществить только при наличии в команде соответствующих профессионалов. Как бы то ни было, в этом деле, как, наверное, и в любом другом, важен баланс, золотая середина. Что касается нашей компании, то мы планируем расширять производство инновационного подвижного состава.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок29.10.2014