26-11-14 / 2014
Новости отрасли
Вопрос дня

Сегодня технологический аутсорсинг актуален для вас и для рынка в целом?

Федор Пехтерев, генеральный директор ОАО «Институт экономики и развития транспорта» (ИЭРТ, дочернее предприятие ОАО «РЖД»):

– Передача операторами вагонов в управление РЖД – инициатива крайне полезная. Логично, что наиболее оптимально парком будет управлять именно ОАО «РЖД», компания-перевозчик, владелец инфраструктуры, которая владеет всеми железнодорожными технологиями. Она, помимо прочего, заинтересована в максимальном снижении издержек при эксплуатации подвижного состава – ускорении оборота вагона, сокращении простоя. Похожая работа была с обезличенным парком: появляется порожняк – идет под погрузку, нет порожняка – найти и направить по назначению. Потом этот подвижной состав разошелся по бизнес-структурам, у которых во главе угла стоит заработок, и теперь эти вагоны простаивают в ожидании выгодных предложений и, кстати говоря, занимают инфраструктуру. Чем больше компаний сработают по схеме аутсорсинга, тем выгоднее это будет для всех участников перевозочного процесса.

Есть и другой вариант технологического аутсорсинга – когда грузоотправитель, обладающий собственным парком, передает вагоны в управление того или иного оператора. Такой вариант представляется целесообразным в двух случаях: если оператор имеет тесные связи с РЖД или же если оператор частный, но речь идет о каких-то локальных грузоперевозках.

Дмитрий Королев, исполнительный директор СОЖТ:

– Схема имеет свои положительные стороны. Например, документ впервые содержит положения об имущественной ответственности РЖД за исполнение обязательств, вводит индивидуальные технологические показатели, определяет каналы диспетчерского взаимодействия между оператором и перевозчиком.

Тем не менее мы полагаем, что эта схема может нести ряд существенных рисков. Предложенная оферта разбивает услугу предоставления вагона на две составляющие: определение станции погрузки конкретного порожнего вагона и взаимодействие с заказчиком по согласованию коммерческих условий предоставления вагонов под погрузку. При этом нарушается целостность услуги по предоставлению подвижного состава. С одной стороны, ОАО «РЖД» определяет своим решением дату и станцию прибытия конкретного порожнего вагона под погрузку, а, соответственно, операторская компания теряет право определения станции назначения порожнего вагона. Таким образом, компетенция по логистике и оптимизации корреспонденций перевозки порожнего вагона перемещается к перевозчику, а значит, оператор, взяв на себя ответственность за своевременное и в полном объеме обеспечение грузовладельца подвижным составом, передает исполнение взятых на себя обязательств третьему лицу – РЖД.

С другой стороны, перевозчик не участвует в согласовании с грузовладельцем коммерческих условий предоставления вагона (в том числе станции и даты погрузки) и, соответственно, не несет ответственности перед грузовладельцем за своевременное обеспечение подвижным составом. По нашему мнению, необходимо провести анализ опыта, наработанного в этой области, а дальнейшее обсуждение новаций, существенно влияющих на управление вагонным парком, целесообразно продолжить только после оценки всеми участниками рынка полученного эффекта от применения технологического аутсорсинга.

Денис Илатовский, заместитель генерального директора ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания»:

– Технологический аутсорсинг может улучшить совокупный результат путем оптимизации порожнего пробега и управления технологией перевозок. В частности, ОАО «Федеральная грузовая компания» имеет показатели порожнего пробега гораздо лучше, чем специализированные на перевозке угля операторы. Таким образом, передача вагонов СУЭК в управление ФГК уже показала, что сроки доставки груженых вагонов и доля порожнего пробега улучшились.

Владимир Тарасенко, генеральный директор ООО «УГМК-Транс»:

– Перед нами потребность в технологическом аутсорсинге как таковом сейчас не стоит. Наш вагонный парк загружен на 100%, каких-то сложнейших логистических задач решать не приходится, так что для нас эта схема на сегодняшний день неактуальна. В то же время для рынка она имеет практически первостепенное значение. В частности, на технологический аутсорсинг, с моей точки зрения, вагоны должны отдавать операторы, не имеющие достаточной грузовой базы, которая обеспечила бы загрузку парка. Потому что зачастую именно из-за таких предпринимателей на сети скапливается невостребованный подвижной состав и мешает нормальному движению поездов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок26.11.2014