21-01-15 / 2015
Новости отрасли
Вопрос дня

Как должно регламентироваться продление сроков службы литых деталей тележек вагонов?

Олег Сеньковский, первый заместитель генерального директора Центра технического аудита ОАО «РЖД»:

– Вопрос продления срока службы крупного вагонного литья возникает с периодичностью при очередных витках экономической нестабильности. И, как только на горизонте начинает маячить пугающий «убыток», вопрос легитимности продления срока службы активно обсуждается во всех причастных сферах. Сегодня тема вновь актуальна. Однако не будем забывать, что срок службы литой детали устанавливает разработчик конструкции и если его последующее продление стало возможным, то это свидетельствует лишь о том, что срок службы был установлен конструктором неверно. Насколько это возможно? В меньшей степени из экономических соображений. Чем обусловлен тот или иной срок службы детали? Безусловно, гарантией ее безопасной эксплуатации. Вагонное литье – детали повышенной ответственности, зачастую влияющие на безопасность жизни с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций. Литье с истекшим сроком службы не имеет достаточного запаса усталостной прочности, демонстрирует низкую ударную вязкость в условиях низких температур и не может эксплуатироваться с гарантированной надежностью. Кроме того, продление срока службы литья неминуемо приведет к дестабилизации рынка, что создаст определенные трудности в планировании и управлении.

Василий Варенов, вице-президент, исполнительный директор НП «Объединение вагоностроителей»:

– Странно, если по этому вопросу существует больше одного мнения. Нормативного документа, закрепляющего понятие «продление срока службы литых деталей» нет и быть не должно. Как можно регламентировать продление того, что продлевать нельзя? Завод-изготовитель установил планку в 32 года. Причем установил не просто так – на основе математического анализа, проведенного при конструировании, был вычислен предельный срок использования изделия. Технический регламент говорит: любое изделие, которое достигло назначенного срока службы, должно быть выведено из эксплуатации. Если по продлению сроков службы вагонов еще ведутся определенные споры, то по той причине, что в нем можно заменить некоторые старые детали на новые. А что надо сделать с отдельной литой деталью, чтобы продлить ее срок службы? Вырезать кусочек или, наоборот, припаять, приварить? Это же абсурд. Не надо придумывать для каких-то туманных целей новую, совершенно ненужную терминологию.

Ирина Чиганашкина, член правления ООО «УК «РэйлТрансХолдинг»:

– РЖД своей телеграммой запретили допуск на инфраструктуру общего пользования вагонов с продленным сроком службы литья после проведения плановых видов ремонта частными предприятиями. Удивляет, что предлагается контролировать вагоны, вышедшие исключительно из частных предприятий, такая избирательность возмущает. Также настораживает, что не уточнено, касается ли это решение литых деталей, продленных в этом году. Из телеграммы вытекает, что не допускаются и ранее продленные детали на основании порядка, действовавшего и действующего в странах, входящих в Совет по железнодорожному транспорту. Российские операторы такими действиями ставятся в заведомо худшие условия, чем наши коллеги в СНГ, работая при этом в крайне тяжелых экономических условиях. Считаю, что риск есть везде: и новое, и бывшее в употреблении литье может оказаться контрафактом, а дефектоскопией этого не выявить. Двигаться надо последовательно и в рамках решений Совета по железнодорожному транспорту, чтобы требования распространялись на вагоны всех администраций. Вагон, двигающийся по путям, вообще опасен, поэтому невозможно избежать ответственности и контроля. И за этот контроль взимается плата, учтенная в инфраструктурной составляющей тарифа.

Николай Бастраков, генеральный директор ООО «Т-Транс»:

– С моей точки зрения как оператора подвижного состава, ситуация двоякая. С одной стороны, безопасность превыше всего. И если потенциал того или иного изделия выработан на 100% и его дальнейшая эксплуатация может создать аварийную ситуацию, это изделие должно быть выведено из перевозочного процесса. С другой стороны, если существуют реальные технологические возможности усовершенствования, модернизации этого изделия, которые позволят продлить срок службы без ущерба для безопасности перевозок, здесь уже включается экономическая составляющая. Остается только подсчитать, не обойдется ли такая модернизация дороже нового изделия.

Георгий Зобов, ведущий эксперт-аналитик отдела исследования транспортного машиностроения ИПЕМа:

– В конце октября прошлого года Росжелдор провел оценку рисков продления срока службы литых деталей вагонов. Результатом стало то, что действующие ГОСТы и конструкторская документация на литье и тележку не предусматривают продления (назначения нового) срока службы литых деталей, а следовательно, проведение таких работ является незаконным. На основании этого можно утверждать, что телеграмма ОАО «РЖД» была основана на регуляторных решениях. Данная мера позволит повысить безопасность и усилить борьбу с проблемами, которые стали нарицательными за последние годы в области литых деталей грузовых тележек. Что касается условий продления срока службы литья, то данные процедуры должны быть предусмотрены конструкторской документацией при изготовлении новых изделий.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.01.2015