28-01-15 / 2015
Новости отрасли
Вопрос дня

Целесообразно ли зафиксировать определенное значение курса рубля внутри отрасли?

Сергей Старых, заместитель начальника департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД»:

– Многие компании уже пересчитали свои ценники из валюты в рублевый эквивалент, однако эти ценники все равно крайне болезненно реагируют на изменение курса рубля. Но и такой подход, думаю, правильным назвать нельзя. Конечно, покупательная стоимость рубля снизилась вместе с курсом, но только в том случае, когда вы покупаете за рубли товары и услуги импортного производства. А вот себестоимость производства внутри страны фактически не изменилась, она не зависит от валютного курса, поэтому и ценники меняться не должны. Чем сильнее колебания валютных курсов, тем больше неопределенность, ни о каком долгосрочном планировании в такой ситуации не может идти и речи. Так что какая-то унифицированная единица, не зависящая от покупательной способности рубля, могла бы внести ясность, стабилизировать ситуацию. Естественно, многое зависит от технического воплощения такой идеи. Кроме того, есть такой инструмент, как хеджирование валютных рисков. РЖД его используют, он для нас актуален в первую очередь с точки зрения расчетов по облигациям. Участники рынка могут взять его на вооружение, кроме тех случаев, разумеется, когда два субъекта внутри РФ рассчитываются между собой строго в национальной валюте.

Дмитрий Бауков, начальник управления корпоративных коммуникаций ОАО «Первая грузовая компания»:

– Наша компания осуществляет расчеты со своими клиентами преимущественно в рублях. Колебания курсов валют оказывают влияние только при организации транзитных перевозок, тарифы за которые установлены в швейцарских франках. С точки зрения осуществления транзитных перевозок нам было бы удобно фиксирование курсов валют, например, на месяц, для более эффективного планирования, ведения договорной деятельности и облегчения взаиморасчетов с клиентами.

Дмитрий Королев, исполнительный директор СОЖТ:

– Для экспортоориентированных сырьевых товаров цена внутреннего рынка определяется по экспортному паритету, то есть мировая цена в валюте за вычетом таможенных сборов и транспортных затрат. Приказы ФТС РФ номинируют таможенные сборы в валюте и взыскиваются они по действующему курсу ЦБ. Экспортные железнодорожные транспортные затраты устанавливаются Прейскурантом 10-01 в рублях, но в связи с двукратной девальвацией рубля коллеги из ОАО «РЖД» посчитали обоснованным в соответствии с решением правления РЖД применить в отношении экспортных грузовых перевозок повышающий тарифный коэффициент 1,134. Однако, следуя логике экспортного паритета, металлурги тоже в долгу не остались, предложив ОАО «РЖД» и вагоностроительным предприятиям повышение цен на 20–40%. Предпринятые ЦБ РФ с целью стабилизации обвального падения курса рубля меры по повышению ключевой учетной ставки до 17% на фоне сверхнизкой суточной доходной ставки, получаемой оператором от предоставления подвижного состава, фактически наложили ценовой запрет на частные инвестиции в подвижной состав. В связи с вышесказанным фиксация курса валюты на уровне существенно ниже рыночного – это может быть только временной мерой, направленной на сохранение объема спроса на сложившемся уровне. Эта мера может быть реализована за счет фактического снижения валютных цен.

Илья Долматов, директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ «Высшая школа экономики»:

– Не думаю, что такая мера может быть эффективной. Во-первых, при любых курсовых значениях, отличных от «замороженных» цифр, кто-то дополнительно заработает, а кто-то, соответственно, проиграет. Во-вторых, большой вопрос: кто смог бы выступить гарантом по подобному соглашению между участниками перевозочного процесса? По статусу, наверное, только ОАО «РЖД», но нужно ли это госкомпании? В общем, идея крайне сомнительная.

Александр Поликарпов, заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ:

– Непосредственно на работу железнодорожной отрасли изменения курсов валют оказывает слабое влияние. Ведь на железных дорогах взаиморасчеты в валюте (швейцарских франках) производятся только при международных перевозках. Естественно, предприятия отрасли потребляют импортную продукцию (аналогов которой в России не производится). Однако возможность заморозки курса для подобных закупок представляется нереализуемой, так как эти закупки осуществляются у различных поставщиков, которые работают на открытом мировом рынке со свободным курсом валют. Заморозка курсов валют для отдельно взятой отрасли в современных условиях может нарушить внутренний экономический баланс России и вызвать очередную волну кризиса. В настоящее время некоторые компании на основе собственных прогнозов закупают валюту заранее под крупные инвестиционные проекты, чтобы обезопасить себя от резкого роста курса валют.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок28.01.2015