04-03-15 / 2015
Новости отрасли
Вопрос дня

Целесообразна ли передача операторских вагонов в управление ОАО «РЖД»?

Сергей Старых, заместитель начальника департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД»:

– Парк в управление уже привлекался по разным схемам. Возможно, сейчас стоит изыскать какие-либо новые способы оптимизации работы на сети, может быть, в какой-то другой плоскости. Нужно признать, что наша сеть создавалась под единое управление – это оптимальные условия ее работы. Технологически, возможно, стоит распределять грузопотоки несколько иными способами. В любом случае необходимо придерживаться не тех схем, которые удобны нам, а тех, которые удобны нашим клиентам, в том числе операторским компаниям, если предполагается передача подвижного состава в управление.

Андрей Ващенко, начальник Управления долгосрочного развития и планирования ООО «Газпромтранс»:

– Существуют серьезные сомнения по поводу целесообразности такого сотрудничества операторов и РЖД. Когда объемы перевозок падали, у собственников подвижного состава был интерес в передаче вагонов в выгодную аренду. Сейчас же ситуация изменилась, у тех же металлургов дела пошли хорошо, спрос на уголь и металл растет, соответственно, начинает расти и загрузка полувагонов. Поэтому думаю, что сопротивление большинства операторов этой идее при текущей благоприятной конъюнктуре будет только нарастать. Резюмирую: на сегодняшний день передача операторами вагонов в управление РЖД скорее нецелесообразна.

Владимир Прокофьев, генеральный директор ООО «БалтТрансСервис»:

– Учитывая нынешнюю ситуацию, в частности профицит полувагонов на сети, вопрос передачи подвижного состава такого типа в управление РЖД можно обсуждать. При этом должна быть совершенно понятна схема передачи вагонов, установлена цена аренды, а также абсолютно прозрачной должна быть дальнейшая эксплуатация вагонов госкомпанией. С точки зрения логистики, обеспечения вагонами мест массовой погрузки это, бесспорно, благо. Тем более что в этом случае перевозочный процесс на некоторых участках РЖД будут организовывать целиком, не будет толкотни. Но что касается собственников, особенно тех, кто купил вагоны в кредит, на пике стоимости и у кого за спиной большие долги, в этой ситуации вариант с передачей надо пересчитывать многократно. Скорее всего, многим операторам предложение РЖД будет просто не по карману, а предложение это, вероятнее всего, будет таким, чтобы госкомпания смогла на нем заработать. Иначе какой смысл? Как бы то ни было, вопрос неоднозначный.

Александр Шаповалов, член правления – заместитель генерального директора ООО «УК «РэйлТрансХолдинг»:

– Наш вагонный парк поделен примерно поровну: одной половиной оперируем мы, а другая находится в субаренде, как правило, это 12–14 тыс. вагонов. Так что для нашей компании РЖД могут выступать таким же субарендатором, как и десятки наших действующих партнеров. В данном случае все зависит от условий, которые готов предложить перевозчик. Приемлемая суточная ставка – порядка 500–550 руб. за полувагон. В договоре, конечно, прописывается еще целый ряд подробностей: за чей счет ремонт, кто должен оплачивать подсылку вагонов и прочие нюансы. В целом, если контрагент предлагает выгодные условия, вагоны он получает. Другой вопрос: как это отразится на эффективности грузоперевозок. Идея, конечно, имеет право на жизнь, но многое будет зависеть от ее реализации. То есть вагоны должны эксплуатироваться более осмысленно, с меньшим порожним пробегом. Не выполняя такую функцию, РЖД, очевидно, должны были при оптимизации перепрофилировать соответствующие службы, а теперь придется запускать процесс в обратном направлении, главное – провести его быстро и качественно. Если говорить о других методах повышения эффективности грузоперевозок, в первую очередь необходимо повышать среднесуточную скорость грузовых поездов, а также более активно использовать инновационные вагоны.

Денис Сурнин, директор департамента маркетинговых коммуникаций ЗАО «Русская Тройка»:

– В настоящее время такая мера является вынужденной в массовом, несбалансированном сегменте рынка, где профицит подвижного состава неуправляемый – это касается полувагонов и, возможно, крытого подвижного состава. В случае со специализированными вагонами и при сбалансированной рыночной ситуации передача в управление экономически вряд ли целесообразна.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок04.03.2015