01-04-15 / 2015
Новости отрасли
Вопрос дня

Какие пробелы необходимо заполнить в законодательной базе, посвящённой мультимодальным перевозкам?

Ирина Агеева, заместитель директора по правовым вопросам и управлению имуществом ПАО «ТрансКонтейнер»: 

– Несовершенство законодательства, регулирующего мультимодальные перевозки, перекрывается путём выстраивания договорных отношений. Как правило, этим занимается экспедиторская организация, которая, имея соответствующие договоры, взаимодействует с различными перевозчиками, обеспечивая контроль за перевозочным процессом, передачу груза с одного вида транспорта на другой, отслеживая риски, распределяя ответственность и пр. По-моему, на сегодняшний день пробелы в законодательстве не мешают развитию мультимодальных перевозок благодаря активному развитию рынка экспедиторских, логистических услуг. Неоднократные попытки принять закон о смешанных перевозках в той или иной форме пока не приводят к успеху. Такой закон, возможно, упростил бы документооборот, но эту проблему можно решать в том числе дорабатывая, актуализируя действующие нормативные акты.

Денис Мазурин, директор по развитию бизнеса АО «РЖД Логистика»: 

– Одним из главных факторов, которые сдерживают развитие этого сектора, является отсутствие единого перевозочного документа, принимаемого всеми участниками рынка перевозок, налоговыми и таможенными органами. В результате недостаток координации между звеньями логистической цепи приводит к увеличению сроков грузоперевозки, вынужденным задержкам в местах оформления и перегрузки. При организации международных железнодорожных перевозок наша компания применяет унифицированную накладную ЦИМ/СМГС. Документ оформляется на весь путь следования без переоформления в пункте смены транспортного права. Кроме того, с применением накладной ЦИМ/СМГС реализована возможность отправки по одной накладной маршрутного поезда, а также групп вагонов и контейнеров. Несколько лет использования унифицированной накладной доказали её эффективность и удобство для всех участников перевозки. Несомненно, что подобный документ необходим и для организации мультимодальных перевозок. 

Сдерживающим фактором для российских грузоперевозчиков являются трудности при использовании иностранных контейнеров для перевозки грузов на территории нашей страны. В соответствии с российским законодательством такой контейнер считается иностранным транспортным средством, поэтому необходимо оформлять разрешение на его временный ввоз. Иностранные контейнеры могут быть использованы только для обратной отправки с экспортным грузом либо для транзитной перевозки без возможности остановок и перегрузок по пути следования. Такое положение ограничивает возможность построения сложных логистических цепочек, а это ключевая задача российских перевозчиков, заинтересованных в развитии международных транзитных перевозок на маршруте Азия – Европа – Азия. 

Семён Резер, президент Гильдии экспедиторов России: 

– Кто управляет мультимодальными перевозками? Есть РЖД, есть морские порты, другие заинтересованные лица. Только закон может урегулировать совместное правильное управление такими перевозками. Также нужны законы о логистических центрах, где была бы предусмотрена логистическая координация по основным моментам: по структуре, функциям, собственности. Без этих нюансов мы никогда не наладим взаимодействие. Кроме того, критически не хватает инфраструктурных мощностей: площадок, путей, складов, кранов, всё это надо развивать. За счёт каких источников – это другой вопрос, скорее всего, по принципам государственно-частного партнёрства. Необходимо обратиться к международному опыту. К примеру, в порту Гамбург избыток площадей, сколько бы составов ни пришло, их разгрузят. А у нас, к сожалению, пока всё наоборот. Должны быть резервы пропускных способностей, складских мощностей, и это должно быть закреплено законодательно. 

Сергей Желаннов, вице-президент Ассоциации российских экспедиторов: 

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок01.04.2015