15-04-15 / 2015
Новости отрасли
Вопрос дня

Необходимо ли включение в общесетевой электронный паспорт маркировки деталей вагонов в целях борьбы с контрафактом?

Алексей Соколов, заместитель генерального директора ОАО «ВНИИЖТ»: 

– Включение подобных маркировочк полезно для отрасли. Можно провести аналогию с денежными банкнотами – маркировка является средством защиты от подделки. И как таковое должна постоянно совершенствоваться и изменяться. Для этого необходимо разработать общие подходы к формированию меток, а затем менять просто логику кодирования. При этом должен сохраняться приемлемый вклад в себестоимость продукции, а свойства должны обеспечивать экономическую нецелесообразность создания контрафактной продукции. Так же, как и с купюрами: теоретически полностью подделать можно любую купюру, а практически это потребует огромных капиталовложений. Конечно, регулирование процесса внедрения такой маркировки нужно, но государственные органы, думаю, пока не готовы требовать от производителей неких мер, реализация которых ещё не очевидна, ведь на практике ещё не доказано, что такие меры действенны и надёжны в эксплуатации. Однако постепенно внедрение идёт – первым откликнулся Тихвинский завод, думаю, что ещё один-два подобных примера, и подобная маркировка распространится по предприятиям без какого-либо давления сверху. 

Дмитрий Лосев, заместитель генерального директора по техническому развитию НПК «Объединённая вагонная компания»: 

– Да, методика нанесения дополнительной защитной маркировки, которая уже, кстати, утверждена НП «ОПЖТ», будет весьма полезна как для исключения поступления на рынок контрафактной продукции, так и для создания условий по контролю целостности комплектации узлов и деталей вагона при эксплуатации, а также их срока службы. И чем сложнее код маркировки, тем надёжнее уровень защиты от подделок идентификационных данных. На Тихвинском вагоностроительном заводе (входит в ОВК) такая методика защитной маркировки деталей грузовых вагонов уже внедряется. На предприятии в список деталей к маркировке, предусмотренных методикой, включили ещё и дополнительные детали. В настоящее время завершена разработка, и в тестовом режиме запущено нанесение защитной маркировки с использованием лазерной и ударно-игольчатой технологии маркировки. Цель этого этапа – отработать технологию нанесения защитной маркировки на различные материалы с разным качеством поверхности, проверить читаемость кода при массовом выпуске деталей, произвести настройку программного обеспечения и гарантировать сохранность базы данных. Часть вагонов производства ТВСЗ уже комплектуется из деталей, имеющих защитную маркировку. В текущем году запланировано создание электронных паспортов сборочных единиц с занесением этих данных в электронную базу завода. 

Василий Варёнов, вице-президент, исполнительный директор НП «Объединение вагоностроителей»: 

– Наше партнёрство уже два года назад разработало и предложило всем участникам перевозочного процесса в обязательном порядке внедрить электронные метки на ответственные узлы и детали грузовых вагонов. Мы до сих пор настаиваем, что это очень серьёзный шаг, во-первых, в борьбе с контрафактом, во-вторых, в отслеживании жизненного цикла деталей и, в-третьих, в усилении персонального контроля со стороны ремонтных предприятий. Также подобная метка исключила бы возможность повторной установки детали после её списания. Кроме того, данная методика позволит чётко определить основные параметры данной детали за счёт нанесённого кода, который, по идее, должен содержать данные о дате производства, заводе и другую информацию. В случае необходимости (крушение или ещё какая-то нештатная ситуация) было бы возможно в краткие сроки выяснить, кем и когда была произведена та или иная деталь, не контрафакт ли это, не была ли она списана. Безусловно, мы считаем, что маркировка нужна, есть ещё вопрос воплощения этого решения – впаиваемая метка, чип. Мы же, со своей стороны, предлагаем двухмерную метку в трёх различных местах детали. Все испытания такая метка уже прошла, кроме одной – проверки на старение. Сейчас нам необходимо выяснить, останется ли метка считываемой через 15–20 лет после нанесения. Надо сказать, что и ОАО «РЖД», и ряд других компаний поддержали идею маркировки, кроме того, маркировка была утверждена как нашим партнёрством, так и НП «Объединение производителей железнодорожной техники», но дальше всеобщего одобрения дело, к сожалению, не пошло, на предприятиях маркировка до сих пор не внедряется, кроме ТВСЗ. Естественно, мы говорим только о маркировке новопроизведённых вагонов. 

Георгий Зобов, ведущий эксперт-аналитик отдела исследования транспортного машиностроения ИПЕМ: 

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок15.04.2015