29-04-15 / 2015
Новости отрасли
Вопрос дня

Стоит ли железнодорожным операторам обязательно осваивать мультимодальные услуги?

Денис Мазурин, директор по развитию бизнеса АО «РЖД Логистика»: 

– На наш взгляд, в ближайшее время логистическая отрасль будет развиваться по сценарию, который предусматривает снижение числа игроков, предлагающих стандартный набор услуг или перепродающих простые услуги. Рынок требует подхода, ориентированного на комплексный сервис. Наша практика показывает, что клиент зачастую хочет получить все услуги в одном пакете. Ему важно, чтобы груз был доставлен максимально оперативно и с минимальными затратами. По этой причине логистические операторы должны быть готовы индивидуально работать с запросами клиентов, разрабатывать сложные логистические сервисы, продукты, цепочки поставок. Для железнодорожных операторов ограничиться только возможностями железной дороги значит заведомо отсечь большой пласт клиентов. Наша компания при необходимости активно вовлекает в процесс перевозки другие виды транспорта, преимущественно автомобильный и водный. Для каждого участка пути подбирается оптимальный вид транспорта с учётом особенностей груза и пожеланий клиента. Мультимодальная схема позволяет не только сократить время транспортировки груза, но и значительно снизить стоимость перевозки. Это главный фактор конкурентоспособности на рынке. Что касается создания собственного транспортного парка, то, по нашим расчётам, на данный момент это является нецелесообразным из-за высокой стоимости его содержания и обслуживания. За счёт партнёрских отношений с автомобильными операторами, контейнерными и паромными линиями, грузовыми терминалами на территории России, СНГ и ЕС мы организуем перевозки с наименьшей себестоимостью, тем самым уменьшая транспортно-логистические затраты клиентов. 

Александр Слободяник, ведущий эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ: 

– Как известно, грузоотправители при организации перевозки грузов железнодорожным транспортом (за исключением массовых навалочных грузов) вынуждены использовать альтернативные виды транспорта для доставки и вывоза грузов с мест погрузки/выгрузки. В результате этого система организации перевозки груза значительно усложняется, так как грузоотправителю необходимо заключать договоры на перевозку с несколькими организациями, а именно автомобильным перевозчиком, оператором и ОАО «РЖД». При этом в настоящий момент грузоотправители становятся всё требовательнее к качеству и уровню сервиса. В случае если операторы подвижного состава привлекут на аутсорсинг или в частную собственность грузовой автомобильный транспорт и будут предлагать комплексную услугу, количество звеньев в цепи при организации перевозки для грузоотправителей сократится, что может служить стимулом для осуществления перевозки и наращивания их объёмов при использовании железнодорожного транспорта. Однако необходимо отметить, что операторами должен быть организован сервис высокого уровня, который бы обеспечивал простоту оформления перевозочных документов. Также следует отметить, что форма привлечения операторами грузовых вагонов автомобилей автоперевозчиков на аутсорсинг является наиболее привлекательной для операторов. В таком случае железнодорожной компании не требуется содержать парк грузовых автомобилей, а также обеспечивать их постоянной загрузкой. В то же время привлечённый на аутсорсинг автотранспорт в ряде случаев может перевозить грузы по конкурентоспособным расценкам. Операторы могут использовать имеющуюся неравномерность грузопотоков на автомобильном транспорте. Основная часть грузопотока направлена от Москвы в регионы. Как правило, в обратный рейс автомобили идут порожними. Попутная обратная загрузка автомобилей по минимальной стоимости перевозки будет выгодна как автоперевозчику, так и оператору вагонов, который в этом случае не потеряет клиента. 

Дмитрий Королёв, исполнительный директор СОЖТ: 

– В последнее время всё большее распространение получают перевозки грузов 3-го тарифного класса автомобильным транспортом и железнодорожными контейнерными отправками. У операторов железнодорожного подвижного состава уже имеется клиентская база, которая потенциально заинтересована в перевозках автомобильным транспортом. С точки зрения оператора, привлечение автотранспорта для перевозки грузов 3-го класса является дополнительным конкурентным преимуществом. Будет оператор сам приобретать автотранспорт или воспользуется привлечённым – это вопрос бизнес-модели. Безусловно, в перспективе на высококонкурентном рынке предоставления подвижного состава всё большее количество операторов будет диверсифицировать бизнес, что даст дополнительные преимущества перед конкурентами. 

Сергей Желаннов, вице-президент Ассоциации российских экспедиторов: 

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок29.04.2015