27-05-15 / 2015
Новости отрасли
Вопрос дня

Стоит ли ожидать серьёзной конкуренции с речным транспортом в этом сезоне?

Фёдор Пехтерев, генеральный директор ОАО «Институт экономики и развития транспорта» (ИЭРТ, дочернее предприятие ОАО «РЖД»): 

– Сезонность всегда была, есть и будет, значит, железнодорожники должны быть готовы к тому, что часть грузопотоков уйдёт к речникам на период навигации. Однако в этом году, очевидно, из-за климатических условий, в том числе из-за малоснежной зимы, уход грузов на речной транспорт уже опаздывает на целый месяц. И возможно, что уровень воды в реках не позволит выйти судовладельцам на тот объём перевозок, который был в предыдущие годы. Во всяком случае, мы надеемся, что в этом году объёмы грузов, которые достанутся речникам, будут гораздо ниже. 

Семён Резер, президент НП «Гильдия экспедиторов»: 

– Действительно, конкуренция нарастает, и всё решает эффективное управление. Каждый вид транспорта старается по максимуму использовать свои преимущества для того, чтобы привлекать грузы и более эффективно доставлять их до адресата. Сейчас важно не стоять на месте и продолжать развиваться. Речники используют ускоренные суда – значит, железнодорожники не должны отставать: необходимо повышать скорость поездов, развивать контейнерные и контрейлерные перевозки, и тогда не придётся много грузов отдавать конкурентам. Кроме того, нужно применять новые виды подвижного состава. К примеру, мы хотим применить скоростные контейнерные маршруты на тех участках, где уже пошли пассажирские скоростные поезда, в свободное время здесь можно проводить и грузовые. Но для того, чтобы двигаться быстрее 120 км/ч, нужны специальная тележка и соответствующая платформа. И над этим мы сейчас активно работаем: пока что есть мысль использовать пассажирскую тележку и подогнать под неё платформу – думаю, может получиться. В целом, новые скоростные контейнерные маршруты не могут не привлечь грузоотправителей, и это лишь один из примеров возможных коммерчески успешных инноваций, которые могут помочь железнодорожникам выиграть конкурентную борьбу не только у речного, но и у автомобильного транспорта. У железной дороги есть свои преимущества, и следить надо за тем, чтобы не уступать альтернативным видам транспорта в общих компонентах: это тарифы, правила перевозок и, конечно, инфраструктура. 

Дмитрий Бауков, начальник Управления корпоративных коммуникаций ОАО «Первая грузовая компания»: 

– Основным сегментом, в котором наша компания сталкивается с «конкуренцией» со стороны речного транспорта, являются перевозки нефтепродуктов. Однако определять речные перевозки как конкурентные относительно железнодорожных некорректно: помимо очевидного фактора сезонности, блокирующего один из указанных видов перевозок в зимний период, в неравные условия их также ставит география перевозок. Что касается географического фактора, на востоке страны, например, в Иркутском, Красноярском филиалах ПГК, прямой конкуренции с речным транспортом и оттока грузовой базы на речные суда не существует. Речные перевозки в этих регионах в основном осуществляются в рамках северного завоза, когда ПГК доставляет грузы по железным дорогам до речных портов для последующей перевалки на речные суда, после чего они по воде следуют в отдалённые районы края, где нет железнодорожной инфраструктуры. Кроме того, железнодорожные и речные перевозки традиционно отличаются по стоимости. Как правило, отток нефтеналивных грузов на речной транспорт в сезон навигации происходит исключительно в силу очевидного ценового преимущества: грузовые перевозки водным транспортом являются самыми дешёвыми в России и мире. Вместе с тем, по имеющимся у нас данным, в апреле 2015 года объём отгрузки нефтепродуктов на речной транспорт снизился более чем в 2,5 раза по сравнению с апрелем 2014 года, до 367 тыс. тонн. Мы полагаем, что эта тенденция сохранится на весь период навигации. Причинами снижения объёмов речных перевозок в этом году может быть несоответствие большого количества речного флота требованиям Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов, перевозящих тёмные нефтепродукты, а также прогнозируемое обмеление рек. 

Игорь Лебедь, руководитель информационно-аналитического центра СОЖТ: 

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок27.05.2015