08-07-15 / 2015
Новости отрасли
Вопрос дня

Целесообразна ли передача текущего отцепочного ремонта частным компаниям?

Виктор Богданов, советник генерального директора ОАО "ВНИИЖТ":

– С моей точки зрения, передача ТОР частным компаниям категорически невозможна, так как здесь частник не будет отвечать за безопасность движения в полной мере. Идет поезд, его проверяют и определяют по состоянию вагонов, удовлетворяет ли оно требованиям безопасности, и отправляют вагон в ТОР без согласования с собственниками подвижного состава. А предприниматели будут исходить не из обеспечения безопасности движения, а из соображений увеличения прибыли. На сегодняшний день железнодорожники отвечают тюрьмой, а не доходами, в то время как частные компании такую ответственность не несут. Рынок есть рынок, и главный конфликт у нас с собственниками вагонов и вагоноремонтными компаниями происходит из-за того, что они руководствуются соображениями дополнительного заработка, а мы – соображениями безопасности на сети РЖД.

Евгений Дмитриев, заместитель начальника департамента эксплуатации подвижного состава АО "Первая грузовая компания":

– Мы считаем, что передача текущих отцепочных ремонтов частным вагоноремонтным компаниям будет способствовать развитию этой услуги лишь при условии прозрачной системы контроля ее качества. Указанная мера может стать драйвером для развития рынка ремонтов, способствуя развитию конкурентоспособности ремонтных предприятий и, как следствие, повышению качества и снижению стоимости текущих ремонтов. Однако сегодня отсутствует обязательная для подобного рынка четкая система контроля качества выполнения работ частными ремонтными компаниями, что может оказать негативное влияние на безопасность грузовых железнодорожных перевозок.

Артем Колбинцев, директор по правовым вопросам ООО "Трансойл":

– Считаем обязательным предусмотреть за частными вагоноремонтными предприятиями право осуществлять текущие отцепочные ремонты. Это создаст условия для развития конкуренции в ТОР-сегменте. При этом мы убеждены в том, что вопрос госрегулирования ТОР предполагает дальнейшую проработку в части возмещения расходов по технологическим неисправностям и повреждениям вагонов путем перевыставления их оплаты вагоноремонтному или вагоностроительному предприятию, грузоотправителю или инфраструктуре в зависимости от причастности.

Вячеслав Станиславский, первый заместитель генерального директора ОАО "Новая перевозочная компания" (входит в группу Globaltrans):

– Наша компания осуществляет ТОР вагонов как на предприятиях ОАО "РЖД", так и силами частных вагоноремонтных предприятий. При этом госкомпания в большинстве регионов является монополистом. Полагаю, что дополнительная передача ТОР частным вагоноремонтным компаниям может оказать положительное влияние на рынок операторов подвижного состава, учитывая более гибкий ценовой подход и более широкий спектр возможных услуг частных вагоноремонтных предприятий. Кроме того, увеличение конкуренции в вагоноремонтном бизнесе в части ТОР может также сказаться на улучшении качества ремонта.

Георгий Зобов, ведущий эксперт-аналитик отдела исследований транспортного машиностроения ИПЕМ:

– Однозначный ответ на этот вопрос может быть сформулирован только после тщательного анализа ситуации со всех сторон: экономической, организационной, и в конечном итоге – как это отразится в целом на безопасности движения. По последним данным, число отцепок в ТОР год от года увеличивается. Соответственно, в данной ситуации можно предположить, что падает качество плановых видов ремонта, которые, в свою очередь, были выделены в отдельный субъект рынка еще в 2011 году, а спустя всего четыре года испытывают не самые лучшие времена. На сегодняшний день рынок ТОР делится между частными вагоноремонтными предприятиями и ОАО "РЖД" в отношении 8% и 92% соответственно. Существует вероятность, что после передачи этого вида деятельности в первые периоды показатели деятельности будут держаться на уровне ОАО "РЖД", но затем в силу развития конкуренции и аналогично рынку плановых видов ремонта грузовых вагонов доли участников на рынке будут меняться. Однако, с другой стороны, либерализация ТОР позволит повысить прозрачность этого вида деятельности, что, судя по настроениям участников рынка, назрело уже давно.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок08.07.2015