15-07-15 / 2015
Новости отрасли
Вопрос дня

Целесообразно ли ужесточение правил перевозки порожнего подвижного состава?

Виктор Богданов, советник генерального директора ОАО "ВНИИЖТ":

– В перевозках порожняка есть одна серьезнейшая проблема, которая сохранилась еще со времен МПС. Были сходы порожних цистерн и хопперов – короткобазных вагонов с высоким центром тяжести. В результате было принято такое решение: грузовым поездам, в составе которых находятся порожние цистерны и хопперы, необходимо ограничить скорость движения до 60 км/ч. Сейчас надо работать над снятием этого ограничения. Во ВНИИЖТе прорабатывались варианты решения этого вопроса, фактически уже стало известно, что нужно сделать с тележками этих вагонов, чтобы скоростное ограничение можно было снять, однако тема "заглохла". Сейчас необходимо ужесточить требования к техническому состоянию тележек 4-осных цистерн и короткобазных хопперов с тем, чтобы снять ограничение скорости. На мой взгляд, это единственный быстрый и разумный путь решения. Для этого необходимо обоснование потерь при ограничении скорости – а мы теряем в участковой скорости как минимум 1 км/ч. А далее надо работать по европейскому образцу: если вагон требует ограничения скорости движения поездов, плата за его перевозку должна увеличиваться на определенный коэффициент. Если эти санкции ввести грамотно, владельцы быстро приведут вагоны в порядок. Тем более что эти манипуляции не очень затратны, они совершаются при деповском ремонте и далее отслеживаются в эксплуатации.

Лев Марков, заместитель генерального директора по железнодорожным перевозкам ООО "Модуль":

– Де-факто ужесточение, которое предлагает Министерство транспорта РФ, частично уже действует: если отсутствует заявка на перевозку порожнего вагона, РЖД вполне могут этот вагон не принять. Понятно, что пока эта мера временная, а Минтранс предлагает такую меру на постоянной основе. С моей точки зрения, если такое решение будет принято окончательно, любое дальнейшее ужесточение правил перевозки порожнего подвижного состава станет нецелесообразным, так как предложенные меры достаточно серьезны. Такая система удобна для предприятий, осуществляющих погрузку, а вот на месте выгрузки могут возникнуть некоторые сложности, ведь без дополнительного согласования никто на их станцию не приедет. А требование наличия, помимо всего прочего, свободных пропускных способностей еще более усложнит процесс – то есть даже наличие заявки на перевозку порожняка не будет эту перевозку гарантировать, особенно учитывая профицит вагонов на сети и, как следствие, перегруженную инфраструктуру. Но, оценивая ситуацию в целом, ужесточение действительно нужно, порядок должен быть, но в разумных рамках, с учетом интересов всех участников перевозочного процесса.

Ирина Чиганашкина, член правления ООО "УК "РэйлТрансХолдинг":

– Сложившийся профицит подвижного состава создал условия для сокращения оттока грузов с железной дороги на альтернативные виды транспорта. Поэтому, с моей точки зрения, какое-либо ужесточение правил перевозки порожних вагонов будет несвоевременно и, помимо прочего, снизит конкурентоспособность железнодорожного транспорта. Также ужесточение может помочь одним операторам и несколько ограничить в маневре других. Как бы то ни было, действовать надо в интересах грузоотправителей, а ужесточение правил перевозки порожних вагонов находится явно вне их интересов. Объемы грузов снижаются и в целом, и по железной дороге в частности, так что двигаться надо крайне осторожно.

Ольга Лукьянова, председатель НП ОЖдПС:

– Идея Минтранса относительно необходимости заявки на перевозку порожнего вагона уже реализуется и была обозначена в приказе № 258, к этим нормам все давно привыкли. Если ранее необходимо было продлевать указанный приказ, то теперь данная норма приобретает бессрочный характер, а именно ужесточения по факту никакого нет. Однако в проекте приказа есть оговорка – ограничения при оформлении порожних вагонов по причине дефицита инфраструктуры должны выкладываться на сайте Росжелдора. Мы, конечно, выступаем "за" прозрачность деятельности ОАО "РЖД". На мой взгляд, правила перевозки порожняка уже достаточно ужесточены. Собственник грузового вагона накладную без указания заявки ГУ-12 оформить не сможет. Говоря об отказе "по техническим и технологическим причинам", нам хотелось бы заранее знать об этом. Сейчас мы не знаем, на сколько дней вводятся ограничения и по какой дороге.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок15.07.2015