16-09-15 / 2015
Новости отрасли
Вопрос дня

Целесообразен ли переход к тарификации железнодорожных грузоперевозок с учетом веса вагона?

Семен Резер, президент НП "Гильдия экспедиторов":

– Не готов поддержать такое предложение. Действительно система тарификации нуждается в совершенствовании, однако к этому вопросу необходимо подходить комплексно, учитывая все возможные минусы, в частности возможное удорожание перевозки легковесных и низкодоходных грузов. Нынешняя система показателей формировалась десятилетиями, и видоизменять систему тарификации нужно очень и очень осторожно. А вообще основные проблемы нашей отрасли сейчас заключаются не в системе тарификации, а в организации нашей работы – в простое вагонов и экономических потерях.

Александр Гусев, начальник отдела ценового регулирования тарифов департамента реализации тарифной политики в области грузовых железнодорожных перевозок ОАО "РЖД":

– В настоящее время можно сказать только одно: в действующей системе тарификации назрели перемены. Однако как именно это стоит сделать – в настоящее время говорить рано как минимум до обсуждения в РЖД целевой модели рынка грузоперевозок.

Владимир Прокофьев, генеральный директор ООО "БалтТрансСервис":

– С моей точки зрения, пересмотр действующей тарификации нужен, но привязка стоимости перевозок к весу вагонов – не самая разумная идея. Я работал начальником станции Мурманск, у нас был такой маршрут: из Норильска в Дудинку везли медно-никелевую руду, оттуда судами в Мурманск, а затем по железной дороге руда перевозилась платформами на плавильные предприятия. На нашей дозировочной площадке однажды поставили рекорд – загрузили на платформу 128 тонн руды при норме 60–65 тонн. Так же и сейчас: если ввести тарификацию по предложению Минэкономразвития, все будут стараться загрузить вагоны по максимуму. Получается, на первое место выйдут строительные грузы – песок, щебень, а остальное как вывозить, пока не совсем понятно.

Владимир Тарасенко, генеральный директор ООО "УГМК-Транс":

– По задумке Минэкономразвития фактически перевезенный вес учитываться не будет, а стоимость перевозки тонны мазута, бензина, солярки, угля, щебня должна быть одинаковой. Я категорически против такой унификации – она приведет к тому, что стоимость перевозки угля увеличится в два-три раза, что станет катастрофой для всей угольной отрасли, она будет неконкурентоспособной с точки зрения перевозок – они будут убыточными, и вывоз угля из того же Кузбасса прекратится. Сейчас действует перекрестное субсидирование – за счет завышенной стоимости перевозок дорогих грузов перекрывались низкодоходные грузы, по сути, перевозки угля субсидируются за счет перевозки металлов, нефтепродуктов и прочих грузов с высокой добавленной стоимостью.

Галина Салова, первый заместитель директора по маркетингу и тарифной политике ПАО "ТрансКонтейнер":

– Сложно дать однозначную оценку данному предложению, так как контейнерные отправки отличаются от повагонных. На одну платформу можно погрузить и один, и два, и три контейнера разных отправителей и разного веса. Для расчета стоимости перевозки по весу вагона нужно будет менять правила перевозок грузов в контейнерах соглашений в международном сообщении для перехода расчета тарифа как за вагонную отправку, нормы Устава железнодорожного транспорта, расчетные системы и все, что с этим связано. Однозначно нельзя переходить к расчету тарифа за общий вес груза в вагоне, исходя из максимальной трафаретной грузоподъемности подвижного состава.

Ольга Лукьянова, председатель Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС):

– С точки зрения грузоотправителя, у подобного предложения больше минусов. Ведь грузоотправителю (грузополучателю), строго говоря, безразлично, в каком вагоне перевезен его груз. Ему важно, чтобы груз массой, например, 60 тонн был своевременно доставлен из пункта А в пункт Б. И очень трудно будет ему объяснить, что из группы, скажем, в 10 вагонов, которые он загрузил и которые едут в одном поезде с одинаковым грузом и одинаковым весом, за пять вагонов он платит один тариф, а за другие пять вагонов – другой. Кроме того, в заявке ГУ-12 грузоотправитель написал, например, "крытый", а ему прислали крытый вагон, но с другой тарой. Не думаю, что грузовладельцы одобрят данное нововведение.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок16.09.2015