11-11-15 / 2015
Новости отрасли
Вопрос дня

Целесообразно ли стимулирование приобретения инновационного подвижного состава?. Виктор Богданов, советник генерального директора ОАО "ВНИИЖТ":

– Встречный вопрос: а надо ли вообще стимулировать приобретение такого подвижного состава? По мере его эксплуатации, перехода из нового состояния в обычное ажиотаж вокруг него стихнет. Не думаю, что выгодно продолжать выдачу преференций для операторов таких вагонов. Все мы помним, когда при испытаниях вагонов нового поколения речь шла о том, что их использование поможет улучшить ряд эксплуатационных характеристик, поможет снизить сопротивление движению,

сэкономить энергию, снизить нагрузку на пути. Так вот, по результатам реальной эксплуатации я, например, этих результатов не вижу. Так что по справедливости не требовалось предоставлять даже скидку на порожний пробег.

Дмитрий Бауков, начальник управления корпоративных коммуникаций АО "Первая грузовая компания":

– В целом мы положительно оцениваем идею стимуляции использования инновационного подвижного состава. Однако сегодня критерии инновационности, а также экономика таких вагонов понятны пока только самим производителям и остаются загадкой для потенциальных их покупателей, о чем говорит отсутствие ажиотажного спроса на их приобретение. Для эффективного обеспечения сбыта вагонов вагоностроительным предприятиям стоит оставить практику зацикленности процесса производства вагонов для своих же дочерних операторов. Такая намеренная изоляция от реальных потребностей существующего рынка вовсе не предполагает наличия какого-то альтернативного операторского рынка, с альтернативной инфраструктурой и грузовой базой. Те вагоны, которые вагоностроители предлагают сейчас, не отвечают требованиям существующего рынка железнодорожных перевозок к качеству, универсальности запасных частей, стоимости обслуживания и ремонта, не говоря уже о стоимости самого вагона, которая неоправданно завышена.

Мировая практика стимулирования сбыта такова: при оказании целевой господдержки одной из отраслей рынка созависимые отрасли получают поддержку в виде дисконта от первой. Следовательно, мы могли бы ожидать, что, получив в этом году существенные средства господдержки, производители вагонов снизят цены на новые вагоны, но, к сожалению, рынок этого не увидел. Поэтому, прежде чем говорить о каких-либо мерах и методах стимуляции и преференциях, необходимо определить, кому целесообразнее помогать, продавцам или покупателям. Господдержка операторам при приобретении нового подвижного состава, по крайней мере, гарантирует производителям определенный объем сбыта и обеспечит возможность дальнейшего планирования производства.

Игорь Лебедь, эксперт НП "Совет операторов железнодорожного транспорта":

– Спрос на инновационный подвижной состав должен формироваться самим рынком. Экономическая эффективность инновационных вагонов прежде всего должна обеспечиваться их техническими характеристиками. Если говорить об искусственном стимулировании спроса, то в нынешних условиях ужесточения условий банковского кредитования целесообразно рассмотреть возможность предоставления льгот по уплате кредитных платежей при приобретении инновационного подвижного состава.

Зобов Георгий, ведущий эксперт-аналитик отдела исследований транспортного машиностроения Института проблем естественных монополий:

– Дополнительное стимулирование использования инновационного подвижного состава целесообразно только при условии, если этот подвижной состав действительно приносит положительные экономические эффекты для различных участников рынка. Например, инновационный вагон меньше воздействует на путь, соответственно, железнодорожную инфраструктуру можно реже обновлять. Большинство положительных эффектов инновационного вагона (с повышенной осевой нагрузкой и увеличенным объемом кузова) выявляются только в груженом состоянии. Таким образом, целесообразно проработать модель стимулирования пробега вагонов в груженом состоянии, а не в порожнем. Однако чтобы данные меры дали ощутимый результат по стимулированию закупок вагонов нового поколения, их производителям, в свою очередь, целесообразно принять меры по изменению своей маркетинговой политики в сторону повышения клиентоориентированности с учетом текущей ситуации на рынке грузовых перевозок.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок11.11.2015